Последние пару лет планета живет с ощущением надвигающейся катастрофы. Сводки с фронта по телевизору прерываются только на сообщения о наводнениях, пожарах или террористических атаках. Примерно то же творится и в кино. Можно объяснять это цинизмом, желанием киношников нажиться в моменте на массовой истерии, а можно считать выпуск такого контента отражением тонкого мироощущения, способом кинохудожников зафиксировать на пленке дух времени. Выбери свой вариант, как говорится.
После атомной (Fallout) и гражданской («Падение империи») войн, эпидемии (Last of us), нашествия зомби («Ходячие мертвецы: Те, кто выживают»), падения Луны («Падение Луны») и сошествия с орбиты Земли («Блуждающая Земля-2») молодая британская постановщица Махалия Бело решила напомнить зрителям об одном ветхозаветном апокалипсисе, не так уж часто вызывающем интерес у представителей киноиндустрии. Как ни парадоксально, но для англичан это, возможно, более актуальная и злободневная тема, чем все вышеперечисленные. Ведь среднемесячная норма осадков в Великобритании куда выше, чем на континенте. А дождливая лондонская погода давно стала поводом для народных поговорок, шуток и мемов.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Дождь во «Всемирном потопе» идет не переставая с утра до вечера, но затопить всю планету ему не суждено. И дело тут не в недостатке кровожадности или денег на спецэффекты у британских независимых кинематографистов, а в беспринципности российских локализаторов. В погоне за кликбейтным заголовком они решили перевести The End We Start From (если буквально — «конец, с которого мы начинаем») как «Всемирный потоп» и попросту обмануть и без того несчастных российских кинолюбителей. Камерная инди-драма об отношениях в молодой лондонской семье на фоне наводнения (довольно серьезного, но далеко не библейского) от этого не превратилась в эпический фильм-катастрофу, на которую намекает название. И наверняка привела этим в ярость большинство зрителей, пришедших в День труда в кинотеатры в надежде увидеть что-то в духе «2012» или «Послезавтра».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
«Всемирный потоп» не порадует зрителей изображением циклопических волн, смывающих Биг-Бен, океанским приливом, превращающим в руины Тауэрский мост, или вертолетами спасателей, снимающих представителей августейшей фамилии с крыши Букингемского дворца. Трагедии здесь значительно меньшего масштаба. Рушится не старая добрая Англия, а только маленький мир ее маленьких героев.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако, несмотря на отсутствие в кадре водного апокалипсиса, в лже-Всемирном потопе все же есть на что посмотреть. Первым номером программы выступает грудь Джоди Комер. Знаменитая актриса начинает фильм абсолютно обнаженной, да еще и на последнем месяце беременности. Красавица блаженствует в ванной, воркуя по телефону не меньше пяти минут, и, возможно, пролежала бы дольше, если бы водная стихия не начала заливать ее лондонскую квартиру.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вода из ванной сливается с водой в прихожей, бедная женщина корячится с тряпками, пытаясь остановить затопление квартиры, но своими усилиями лишь усугубляет ситуацию. У нее начинаются схватки. Связь перестает работать. Она не может вызвать ни мужа, ни скорую. От трагической развязки кино спасают лишь монтажные ножницы мисс Бело.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Роды проходят успешно, и Джоди воссоединяется с мужем (его играет Джоэль Фрай — «Круэлла», «Игра престолов»). Однако уже в следующей сцене молодоженов подстерегает новая проблема — из-за наводнения их квартира, как и большинство лондонских кварталов, оказалась на дне Темзы. В одно мгновение Джоди, Джоэль и их новорожденный младенец из респектабельных представителей креативного класса превращаются в беженцев и остаток фильма претерпевают разнообразные бедствия, скитаясь в поисках безопасного убежища по собственной стране.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Впрочем, Британия остается Британией даже под водой. Основные сложности, которые приходится преодолевать супругам, связаны с нарушениям этикета. Полицейские и представители социальных служб недостаточно вежливы с молодыми людьми, местные жители тоже не проявляют особенного радушия, а власти чинят влюбленным бюрократические препятствия. Главной проблемой становится не опасность погибнуть в волнах, а недостаток продовольствия и связанная с ним паника среди населения. Все могло быть куда жестче, случись такое в России. Возможно, кому-нибудь из российских кинематографистов хватит мужества экранизировать когда-нибудь ситуацию в Орске.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Это хороший повод обсудить проблему беженцев, готовность социальных служб, государства и общества в целом к глобальным вызовам и угрозам. Ну и еще феминизм, конечно. Режиссерка Махалия Бело поставила фильм по сценарию Элис Бёрч, основанному на романе Меган Хантер. Так что большинство действующих героев-мужчин вполне предсказуемо к середине фильма куда-то сливаются, оставляя Джоди и еще одну сильную независимую героиню, которую играет Кэтрин Уотерстон, решать проблемы самостоятельно.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
С молодыми мамочками остаются только грудные младенцы и Бенедикт Камбербэтч — единственный представитель мужской братии, который не ведет себя как козел. Он выступил в «Потопе» еще и как продюсер, появился в небольшом камео, накормил девушек горячем супом, напоил водкой, но отказался воспользоваться их беспомощностью и ушел по-английски, не прощаясь.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Только Камбербэтч мешает приклеить на The End We Start From ярлык очередной пошлой, насквозь конъюнктурной фем-поделки. Ну, еще безупречный бюст Джоди Комер. Голые дамы в кадре выглядят несколько нетипично в свете современного феминистского дискурса. Драматургически необходимости в таком количестве стриптиза во «Всемирном потопе» нет. В смысле, это же объективизация, эксплуатация и все такое прочее, камон герлз. Даже в «Водном мире» обнаженки было поменьше.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В итоге можно сказать, что сценаристке, режиссерке и двум их главным звездам удалось-таки сохранить баланс и удержать свое кино от падения в плакатную, утомительную мизандрию. «Всемирный потоп» не на шутку волнует, задает важные вопросы, слегка раздражает, слегка утешает, слегка дерзит, а под конец еще раз засвечивает сиськи.
Удачного просмотра.