Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Спецоперация от Marvel. Павел Матяж — о фильме «Ночной оборотень»

10 октября 2022, 09:55
Спецоперация от Marvel. Павел Матяж — о фильме «Ночной оборотень»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В ночь на 7 октября 2022 года без объявления войны корпорация Disney и студия Marvel преподнесли фанатам специальный хэллоуинский выпуск «Ночной оборотень». А лихие пираты скопировали его для россиян тем же вечером.

После начала специальной операции на Украине мир перевернулся. Многим пришлось многое переосмыслить. Не остался в стороне от процесса и ведущий поставщик развлекательного контента на планете. Мышиная корпорация начала свою собственную спецоперацию. К счастью, не на полях сражений, а в рамках своего стриминга Disney+.

Стриминговый сервис Disney+ нужно было выдумать хотя бы для того, чтобы с его помощью можно было запускать в мир экспериментальные проекты по комиксам «Марвел». Кто еще, кроме Кевина Файги, может позволить своим подопечным снимать такое? Сериал про раздвоение личности, ближневосточных религиозных фанатиков и египетскую мифологию? Да пожалуйста. Судебный комедийный процедурал, но с трехметровой зеленой женщиной в главной роли? Сколько угодно.

Поток экзотического телевизионного безумия позволил провести основательную ревизию в заросших паутиной и плесенью архивах покойного Стэна Ли и докопать наконец до несупергеройских проектов «Марвел». Оказывается, есть у них и такие.

«Ночной оборотень» появился в арсенале студии в 1972 году. Марвеловский вервольф изначально был задуман как положительный персонаж, что-то вроде Болотной твари от конкурентов из DC. Ночной оборотень и его человеческое альтер эго никого не убивают, не едят и не пьют кровь, а, напротив, нацелены на созидание, спасение, защиту диких животных, позитив и мажор. Такими они предстают и в хэллоуинском спецвыпуске о ночном оборотне, который студия «Марвел» неожиданно выложила на Disney+ в ночь с шестого на седьмое октября 2022-го.

Для начала, вероятно, стоит обсудить непривычный для зрителей, незнакомых с американским телевидением, формат зрелища. Спецвыпуск, или Special Presentation, — это что-то вроде музыкального сингла в противовес альбому, не полнометражный фильм и не сериал, а нечто гибридное. Как если бы пилот сериала показывали отдельно от самого сериала и не было бы ясно, получил этот сериал одобрение студии или кроме пилота ничего нет и не предполагается.

Так вот на данный момент эта тайна действительно покрыта мраком. Известно следующее:

Глубокой ночью в гигантском фамильном склепе, спроектированном как лабиринт, собирается на похороны группа охотников на вампиров, оборотней, ведьм и прочую нечисть. Хоронят некоего Улисса Бладстоуна — заслуженного охотника, марвеловский аналог Ван Хельсинга.

Дело происходит примерно сто лет назад, в 1920-е. Это понятно по черно-белому, старательно состаренному изображению, имитирующему съемку на винтажную кинопленку и соответствующим образом стилизованные вступительные и финальные титры, а также музыку для фильма. Шоу «Вандавижн» было вдохновлено ситкомами 1950-х, 1960-х, ну и так далее до 1990-х, а тут режиссер и его художники и дизайнеры копнули глубже — в классические ужастики от студии Universal, которые снимали в 1930-е—1950-е. «Дракула», «Франкенштейн», «Мумия», «Человек-невидимка», «Человек-волк», «Тварь из черной лагуны» и многие другие.

Парнем, который решился на такой отважный эксперимент, стал заслуженный голливудский кинокомпозитор Майкл Джаккино, лауреат премий «Оскар», «Эмми», «Грэмми» и множества других. Майкл увлекался кино и анимацией с раннего детства, но стал музыкантом и реализовался как композитор. Только сейчас, в возрасте 54 лет, заслужив все возможные музыкальные награды и титулы, Джаккино вернулся к детскому увлечению. Вернемся и мы.

Винтажные охотники собрались на похороны не просто, чтобы отдать дань уважения покойнику. В рамках погребальных церемоний должно состояться избрание нового лидера этого экзотического клуба и должен быть определен владелец Кровавого камня — фамильного артефакта семьи Бладстоун, который дает владельцу чуть ли не бессмертие, а также много других интересных магических плюшек.

Чтобы завладеть артефактом, охотники должны предоставить голову некоего чудовища, которое ровно в полночь выпустят из клетки в фамильный лабиринт Бладстоунов. А если в процессе охоты придется прикончить других охотников — значит, так тому и быть.

По неписаному кинематографическом закону подобные королевские битвы крайне редко представляют собой исключительно мочилово. Все участники действия — в разной степени темные лошадки и, несмотря на, казалось бы, общую цель, как правило, имеют очень разные мотивы и представляют диаметрально противоположные характеры. Так круче.

Кадр из фильма «Королевская битва», режиссер Киндзи Фукасаку, 2000 год

Даже в примитивнейших и насквозь вторичных «Голодных играх» среди игроков были и двойные агенты, и безжалостные маньяки, и незабудочные идеалисты. А что уж говорить про изощренные запутанные детективные сюжеты «Омерзительной восьмерки» или каких-нибудь «Крутых стволов».

Кадр со съемок фильма «Омерзительная восьмерка», режиссер Квентин Тарантино, 2015 год

«Ночной оборотень» не так хитро придуман, но и его адаптированные для максимально широкой аудитории герои способны удивлять и держать интригу. Главная звезда здесь — латиноамериканский красавец Гаэль Гарсия Берналь («Сука-любовь», «Вавилон», «Дурное воспитание», «Нет вестей от бога»). Он играет охотника, одетого в костюм священника, на счету которого более сотни подтвержденных убийств. Кроме него есть самурай, харизматичный бородач-викинг с гигантским топором, чернокожий специалист, весь покрытый брутальными шрамами, а также странный андрогинный персонаж, будто сбежавший со съемок «Семейки Адамс» или клипа Мэрилина Мэнсона.

Однако где же дамы? Мы же в XXI веке. Главную женскую роль получила Лора Доннелли («Толкин»). Она сыграла блудную дочь знаменитого охотника Эльзу Бладстоун, которая явилась на похороны, чтобы получить наследство, и не намерена отдавать фамильные драгоценности посторонним.

Не будем забывать и про хозяйку вечера. Харриет Сэнсом Харрис («Лакричная пицца», «Отчаянные домохозяйки», «Если свекровь — монстр») сыграла вдову (хотя, может, и сестру) старого охотника, которая довольно экстравагантным способом демонстрирует всем собравшимся свои глубокие чувства к покойному и тоже не готова просто так расстаться с Кровавым камнем.

Подобная схема, расстановка сил, любопытна уже хотя бы потому, что лишает сценаристов «Марвел» возможности в очередной раз скопировать клише собственного изобретения, согласно которому в третьем акте герой должен встретить и победить своего злого двойника, существо с такими же способностями, но противоположными моральными установками. Как в «Железном человеке», «Халке», «Черной пантере», «Вандавижн», «Локи», «Докторе Стрэндже», короче, практически в каждом третьем акте каждого марвеловского нарратива.

Кажется, среди руководства «Марвел» есть опасения, что их аудитория потеряет доверие к ним, если хотя бы одна история закончится как-то иначе. Но в этот раз укороченный формат специального хэллоуинского выпуска позволил фильму Майкла Джаккино избежать третьего акта и дежавю с появлением злого близнеца соответственно.

Особый, позабытый американцами и совершенно неизвестный россиянам формат (как в повествовательном, так и в финансовом смысле), делает этот спецвыпуск уникальной, ни на что не похожей работой. Это не первый проект Marvel Studios, который выглядит как фанатский и синефильский, но, пожалуй, первый, который остается таким до конца.

«Ночной оборотень» — всего лишь вторая короткометражка Майкла Джаккино. И она просто пропитана страстью молодого художника, стремящегося продемонстрировать всему миру свой талант и отчаянную безбашенность дилетанта, которому нечего терять. Он уже написал музыку для четырех из двадцатки самых кассовых фильмов всех времен. Вряд ли у него остались еще какие-то нереализованные амбиции, вряд ли мышиная корпорация способна заинтересовать его финансово.

Ему не нужны деньги или признание фанатов. Да и «Марвел», похоже, не нужно, чтобы «Оборотень» стал каким-то нереальным финансовым успехом или культурным феноменом. Это шутка, кинематографический анекдот, а не то, на чем можно на серьезных щах строить франшизу. Поэтому в этом есть свобода и чистая радость творчества, которая появляется только в таких вот необязательных проектах. «Ночной оборотень» — это очень крутое, но в целом одноразовое зрелище, бульварное чтиво в мягкой обложке. Однако оно передает дух классических комиксов «Марвел» немного лучше, чем любой из их эпических блокбастеров.

Удачного просмотра.