Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Художники Уральской биеннале покажут в цирке семь перформансов о войне, пандемии и будущем. Расписание

10 октября 2021, 17:13
Художники Уральской биеннале покажут в цирке семь перформансов о войне, пандемии и будущем. Расписание
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Екатеринбургский цирк до 24 октября превратился в площадку шестой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. До конца месяца на манеже пройдут премьеры перформансов, которые художники из разных стран создали специально для выставки. В постановках они переосмысляют пространство цирка, рассказывают истории из детства и размышляют, какое будущее ждет человечество.

Один из перформативных объектов шестой Уральской индустриальной биеннале выставки установили прямо на куполе цирка. Это сверкающее «Чудо-яйцо», которое создал художник Антон Стоянов.

Огромная зеркальная сфера заигрывает с масштабным модернистскими узорами и создает на куполе неповторимую игру света и теней. В то же время здесь звучит электронная музыка, написанная Виктором Ильевым. Совмещая свет и музыку, авторы постарались воплотить концепцию Gesamtkunstwerk (единения искусств).

«Соединение звука, цвета всецело поглощают пространство купола, приглашая даже прохожих к новому переживанию знакомого с детства пространства», — пишут организаторы биеннале.

Оценить это единение можно каждый вечер: музыка играет здесь с 18:00 до 23:00.

Кроме того, до конца октября в цирке покажут семь перформансов, большинство из которых создали специально для биеннале.

Александр Фролов — «Реальность слишком реальна» (мировая премьера)

Перформанс танцовщика и хореографа Александра Фролова «Реальность слишком реальна» основывается на идее физического пребывания внутри пространства цирка. В этой работе автор и исполнители исследуют возможности коммуникации с цирком, как с пространством, очищенным от исторического контекста.

Автор представляет пространство цирка как модель внутреннего устройства Земли, и одновременно с этим — как схему лабиринта, встроенного в детскую игру, где необходимо закатить металлический шарик в лунку.

Хореография фигур, вызывает желание зрителей принять участие в этом перформансе. Гости становятся частью пространственной хореографии и создают конечный результат вместе с перформерами под заданные голосом инструкции. Звучащие инструкции отсылают к стихотворению поэта-футуриста Алексея Крученых «Дыр бул щыл».

Премьера: 12 октября в 16:00.

Повторы: 14 октября — в 16:00. 13,15 октября — в 18:00.

Оля Кройтор — Exit from the Gallows (мировая премьера)

Художники Уральской биеннале покажут в цирке семь перформансов о войне, пандемии и будущем. Расписание
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Exit from the gallows — это трехчастный перформанс, сочетающий в себе формы остросоциальной драматургии театральной постановки и философского размышления. Его показывают в цирке, где преломляются идеи Рене Жирара об обществе, стремящемся к выражению агрессии через акт насилия.

Перформанс обращает внимание зрителя на то, что «дрессировщики» существуют в нас. В любой момент они готовы корректировать наше поведение и мышление так, чтобы не разрушать общепринятые рамки. Кроме того, поднимается вопрос распространения насилия как нормы.

Премьера: 12 октября в 18:00.

Повторы: 14 и 17 октября — в 18:00.

Ширан Элиасеров и Амир Шпильман — «Инверсия будущего»

«Инверсия будущего» — это перформативная инсталляция, исследующая опыт и эстетику экстремальных ситуаций. В перформансе принимают участие оперный певец, каскадер и верхолаз, привязанные друг к другу.

Художественное исследование длилось год с апреля 2020. Команда исследовала искусство каскадеров в стенах различных театров и на кинопроизводстве.

«Инверсия будущего» приглашает зрителя задуматься о неизбежности физических переживаний и хрупкости человека. В инсталляцию заложен антиутопический взгляд на идею адаптации людей к внешним условиям.

В процессе создания работы художники соединяют междисциплинарные знания, чтобы создать площадку, в которой звук обрабатывается физическим, а движение — музыкальным образом. Гравитация, сопротивление и многократные удары тела о поверхность инсталляции создают ритмическую структуру произведения.

Премьера: 12 октября в 20:00.

Повторы: 13, 14, 15, 17, 19 октября — в 20:00. 16 октября — в 16:00. 20 октября — в 14:30. 21 октября — в 14:00. 22 октября — в 18:00. 23 и 24 октября — в 16:30.

Михаил Толмачев и Наталья Зайцева — «Одно из самых красивых мест» (мировая премьера)

Художники Уральской биеннале покажут в цирке семь перформансов о войне, пандемии и будущем. Расписание
Фото: Предоставлено 66.RU биеннале

В цирке и фотографическом музее Дом Метенкова представлен проект Михаила Толмачева Re-Locations. Он состоит из трех частей: анимация, инсталляция и перформанс. Все они созданы на основе воспоминаний советского солдата Владислава Тамарова, служившего в Афганистане в середине 1980-х годов.

Владислав Тамаров воевал два года. Несколько лет назад он переехал в США и выпустил книгу о своих воспоминаниях. Причем Тамаров почти бесшовно соединяет описания боев в Афганистане и жизнь до войны.

Но главным действующим лицом является не солдат, а место. Художник в своем проекте фокусируется на ландшафте — места военных конфликтов, которые буквально заражены насилием. Что они могли бы сообщить и как активировать их свидетельство?

Авторы перформанса решили использовать площадку цирк. Действие происходит не на арене, а на зрительских местах. Прожектор «патрулирует» пространство, находя и теряя перформера, который прячется за креслами. Луч прожектора используется как оружие. В эпоху технологичного ведения войны именно видимость, распознаваемость цели означает для нее смерть.

Премьера: 13 октября в 16:00.

Повторы: 14 октября — в 14:30. 15 октября — в 15:30. 16 октября — в 13:30. 17 октября — в 16:00.

Аня Гребенникова и Полина Рюмина — «Разговор как прикосновение» (мировая премьера)

«Рука, касающаяся другого, уже не принадлежит исходному телу» (Р.М. Рильке)

Театрализованный перформанс Ани Гребенниковой и Полины Рюминой состоит из двух частей. Он основан на воспоминаниях художниц и их ощущениях, связанных с этими воспоминаниями. Действие перформанса образно происходит в разных локациях — например, в Армении и на даче у бабушки.

Аня Гребенникова и Полина Рюмина исследуют, как в диалоге посредством невербальной коммуникации (с помощью визуального языка и тактильности) рождается общая история.

«Наша работа — поток мыслей, диалог, разговор двух, в котором мы делимся чем-то очень важным, что храним в себе. Это размышление «вслух» визуальным языком. «Разговаривая», мы исследуем прикосновения. Когда мы говорим друг с другом, делимся мыслями, мы словно касаемся друг друга. Рассказанные воспоминания перестают принадлежать только нам. Одна история цепляется за другую, и так получается разговор», — говорят художницы.

Премьера: 19 октября — в 16:00.

Повторы: 20, 21 октября — в 18:00. 22 октября — в 14:00.

Мария Морина, Катя Соколовская, Марина Карпова — «Светлые песни» (мировая премьера)

Художники Уральской биеннале покажут в цирке семь перформансов о войне, пандемии и будущем. Расписание
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Арт-группа представляет медиаинсталляцию, которая дает возможность зрителям поучаствовать в игре и послушать современную оперу. Авторки отмечают, что участники перформанса будут стараться найти метафоры, которые лучше всего бы описывали тот опыт, который люди пережили во время пандемии.

Часть коммуникации внутри этой инсталляции происходит на уровне музыки, другая часть — на уровне естественного языка и форм.

Либретто, которое лежит в основе работы, создано в жанре документальной поэзии. Оно составлено из цитат из частных и публичных сообщений, а также из глаголов, которые использовал президент России в обращениях к народу. Также звучат глаголы, описывающие ежедневный физический и эмоциональный труд женщин. Такая структура отсылает к композиторским техникам Средневековья, Ренессанса, барокко и музыкального минимализма, а также задействует прием художественной мелодекламации.

Помимо музыки и слов, в перформансе задействованы скульптуры, представляющие собой увеличенные части тела. Скульптуры сделаны из приятного на ощупь покрытия, с ними можно — и даже нужно — взаимодействовать. Например, во время прослушивания оперы гости могут лежать, качаться и ползти по ним.

Премьера: 19 октября в 18:00.

Повторы: 20, 21, 22 октября — в 16:00. 23, 24 октября — в 18:00.

Себастиан Баумгартен, Роберт Липпок, Людвиг Хауг — ATTITUDES (мировая премьера)

Себастьян Баумгартен вместе с Людвигом Хаугом и Робертом Липпоком представят пять образов возможного будущего с 2025 по 2425 год в проекте Attitudes. В перформансе вы увидите несколько сотен существ эпохи антропоцена (эпоха с высоким уровнем человеческой активности, воздействующей на дикую природу и играющей существенную роль в экосистеме Земли), которые пытаются выжить в мире за пределами человеческого господства и насилия.

Художники задаются вопросом: можно ли развить осознанность и представить родство за пределами исключительно человеческих категорий найти новых единомышленников и вместе создать новые функциональные связи?

Цирк, в представлении авторов перформанса, кажется идеальной сценой для такого разговора: здесь можно испытать очарование и ужас, привычные границы жанров стираются — люди летают, а медведи ездят на велосипедах.

Но в то же время цирк напоминает о текущем порядке вещей и мире, где человек господствует над другими живыми существами.

Премьера: 21 октября в 20:00.

Повторы: 22, 23, 24 октября — в 20:00. 24 октября — в 15:00.

Полный билет на многоразовое посещение перформанс-программы в цирке стоит 1000 рублей (льготный билет 500 рублей). Единоразовое посещение перформанса в Екатеринбургском цирке — 200 рублей (льготный билет 100 рублей).

Кроме того, можно записаться на экскурсии. Подробнее о выставке и правилах посещения смотрите здесь.