Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Традиции майя, картина из носков и письма в будущее. Первая прогулка по площадкам VI Уральской биеннале

Традиции майя, картина из носков и письма в будущее. Первая прогулка по площадкам VI Уральской биеннале
Фото: Григорий Постников, 66.RU
2 октября в Екатеринбурге запускается основной проект шестой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. За два дня до официального старта команда проекта провела первые экскурсии по пяти из семи площадок выставки. Среди них — цех УОМЗ, бывший кинотеатр «Салют» и Главпочтамт. 66.RU рассказывает, на что гостям выставки следует обратить особое внимание.

Темой шестой Уральской индустриальной биеннале современного искусства стала измененная цитата из Екклесиаста «Время обнимать и уклоняться от объятий». Кураторами основного проекта в этом году стали Чала Илэке, Аднан Йылдыз и Ассаф Киммель.

Чала Илэке и Аднан Йылдыз возглавляют музей Кунстхалле в Баден-Бадене. Кроме того, Илэке в последние годы курировала несколько Берлинских осенних салонов, театр Максима Горького (Берлин) и различные галерейные выставки в Германии.

Кураторы во многом опирались на роман Евгения Замятина «Мы» (1921), анализируя персонажей и главы этой антиутопии. Каждая площадка отсылает к элементам произведения.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Ассаф Киммель

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Аднан Йылдыз

В рамках биеннале в Екатеринбурге задействованы семь площадок:

  • Главпочтамт;
  • бывший кинотеатр «Салют»
  • Уральский оптико-механический завод (Ростех);
  • Екатеринбургский цирк;
  • Дом Метенкова;
  • Музей истории и археологии Урала;
  • Уральский филиал ГМИИ им А.С. Пушкина (ГЦСИ).

Как пояснила комиссар биеннале Алиса Прудникова, эти площадки привлекли внимание кураторов, когда они изучали Екатеринбург по Google Maps. Кроме того, все они проходят некую трансформацию (например, цирк должен в следующем году закрыться на ремонт, а «Салют» перестал быть кинотеатром и сейчас находится на стадии переосмысления пространства).

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Комиссар биеннале Алиса Прудникова

В итоге на площадках появились выставки, объединенные темой «Мыслящие руки касаются друг друга». Для реализации своих идей на эту тему в Екатеринбург приехали 39 художников со всего мира.

Уральский оптико-механический завод (УОМЗ)

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Адрес: ул. Восточная, 33б

Сроки работы площадки для посетителей: 2 октября — 5 декабря с 12:00 до 21:00. Понедельник — выходной. При посещении завода необходимо предъявить паспорт

Уральский оптико-механический завод выставка занимает не первый раз — в 2019 году здесь проходила пятая Уральская индустриальная биеннале. Для мероприятия в этом году выделили часть нового цеха, построенного в 2020 году.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Первый объект, который встречает посетителей выставки, — кадр из видео и проект израильской художницы Яэль Бартаны «Две минуты до полуночи». Художница предпринимает попытку ответить на вопрос — что было бы, если бы миром правили женщины?

Фото: 66.RU

Как говорят кураторы, посетителям следует посмотреть в глаза этой женщины и для себя ответить на вопрос, зачем они сюда пришли.

Некоторые объекты на площадке сливаются с окружающей средой. Например, «Опасная работа» Шейлы Камерич представляет собой огромную вязанную крючком ажурную салфетку, которая лежит прямо на полу. Как объясняют кураторы, огромный размер салфетки — попытка освободиться от навязанных ограничений. Помещенная в стерильное пространство заводского цеха, она указывает на традиционное гендерное распределение ролей и обязанностей, а также место художественного ремесла в контексте индустриального производства.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Работа турецкой художницы Хале Тенгер была создана еще в 1995 году, позже автор ее только дополняла. Объект представляет собой обнесенную колючей проволокой зону, на территории которой находится домик охраны. Внутри будки есть куда присесть, много печатных картинок с изображением водопадов и идиллических бухт, а также небольшой транзисторный радиоприемник с музыкой из 90-х.

«Учитывая нынешнюю ситуацию в Турции и других странах, связанную со свободой слова и прессы и с отслеживанием правительством информации, работа Хале сейчас так же актуальна, как и в 1995 году», — говорится в описании.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Также на площадке УОМЗ можно увидеть работу Антона Стоянова «Без названия».

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Работа «Без названия» Антона Стоянова напоминает минималистские полутональные композиции. Краской художника стали носки: по краям они практически новые белоснежные, а к центру становятся изношенными и приобретают серый цвет.

По цеху передвигается роботизированная конструкция, которая издает очень громкие звуки. Это проект группы немецких художников (Майкл Аксталлер, Ян Вернер старший, Неле Йегер, Оливер Майер), в рамках которого они пытаются исследовать природу звука. Так, инсталляция направлена на исследование эффекта свободного перемещения звука в пространстве: робот издает их и передвигается в пространстве в зависимости от отражения звуков в пространстве. Так площадка и зрители становятся частью инсталляции.

Некоторые другие интересные работы с площадки смотрите в фоторепортаже.

«Салют»

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Адрес: ул. Толмачева, 12

Сроки работы площадки для посетителей: 2 октября — 5 декабря, 12:00—21:00. Понедельник — выходной.

Бывший кинотеатр «Салют» стал местом для множества видеоинсталляций. Так, в частности, здесь можно увидеть фильм «Две минуты до полуночи». По сюжету правительство вымышленной страны, состоящее только из женщин, должно выступить против надвигающейся ядерной угрозы. Группа вымышленных персонажей вместе с реальными женщинами-экспертами в сфере обороны, права, политики и психологии размещается в «Комнате мира» — противоположности «Комнате войны». Это оммаж на кинокартину Стэнли Кубрика о холодной войне «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу».

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Также на площадке бывшего кинотеатра можно найти инсталляцию художников Катрины Штовер и Барбары Вольф под названием Peles Empire, которая представляет собой разрозненные элементы — в частности, фрагменты городской архитектуры Румынии и декоративные элементы, отсылающие к замку Пелеш.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

«Салют» принял не только основной проект биеннале, но и публичную программу выставки, стартовавшей 16 сентября. Подробнее об этом мы писали здесь.

Фото: 66.RU

Комната с людьми, у которых все хорошо. Это работа Флоранс Юнг под названием Jung76

Главпочтамт

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Адрес: пр. Ленина, 39

График работы: Посещение свободное в режиме работы почты

Первый экспонат, автором которого является Эгемен Демирчи, посетители видят уже на фасаде — здесь появилась вывеска в виде телеграммы: «Во все завтра зпт которые мы предпочитаем не верить тчк».

Вторая часть работы — инсталляция на почте — представляет собой помещение, в котором расположены стол, стул, стенд с инструкцией и почтовый ящик с надписью «2121». Здесь гости выставки смогут отправить «письмо в будущее». После завершения биеннале письма передадут на хранение в архив УФПС Свердловской области и отправят адресатам через 100 лет.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Также на первом этаже ближайшие четыре дня можно встретить турецкую художницу Мехтап Байду. Люди со всего мира присылали ей камни желаний: Мехтап объясняет, что у курдов есть традиция загадывать желания на камни. Раньше курдские женщины уходили к истоку реки или к скале и вдали от людских глаз прикладывали маленький камень к большому в ожидании, что они слипнутся. Они верили, что благодаря ритуалу их мечты исполнятся.

Сейчас на художнице лежит ответственность за 200 желаний. Чтобы все они исполнились, Мехтап ставит печать на каждый камень. Форма печати — это отражение ее ладони.

Фото: Григорий Постников, 66.RU
Фото: Григорий Постников, 66.RU

До 5 декабря камни будут выставлены в Главпочтамте, затем они станут частью панно, которое художница делает в Берлине.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Поднимаясь на самый верх Главпочтамта по лестнице, можно увидеть 18-метровое полотно, изображающее современное общество таким, каким его бы видели майя, если бы не пали жертвой колониализма. Художник показывает, что у человечества два пути — деградация и падение в пропасть или, наоборот, вознесение к лучшему будущему.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Музей истории и археологии Урала

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Адрес: пр, Ленина, 69/10

Сроки работы площадки для посетителей: 2 октября — 5 декабря, 12:00—21:00. Понедельник — выходной.

В Краеведческом музее представлены текстильные работы художника Квачи. В них художник визуализирует свои детские воспоминания, труд и домашнюю жизнь. Эти полотна создают новую фантастическую вселенную.

Фото: Григорий Постников, 66.RU
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Фото: Григорий Постников, 66.RU

На третьем этаже художница из Германии с помощью предметов и элементов интерьера немецких обувных магазинов 1980-х годов создала экспозицию о примитивных обществах.

Фото: Григорий Постников, 66.RU
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Дом Метенкова

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Адрес: ул. Карла Либкнехта, 36

Сроки работы площадки для посетителей: 2 октября — 5 декабря, 12:00—21:00. Понедельник — выходной.

В Доме Метенкова посетители найдут две видеоинсталляции Эли Кортиньяс и Михаила Толмачева, связанные через персонажа романа Замятина «Мы» R-13. Этот поэт почтительно выполняет свои обязанности перед единственным государством индивидуальности и художественного выражения. Включая произведения в пространство музея фотографии, художники задают вопрос: как слушать изображение? кому оно принадлежит?

Билеты

В этом году для посещения выставок есть несколько типов билетов:

  • полный билет на единоразовое посещение здания Уральского оптико-механического завода и здания бывшего кинотеатра «Салют» — 500 рублей (льготный билет 250 рублей);
  • полный билет на многоразовое посещение перформанс-программы в цирке — 1000 рублей (льготный билет 500 рублей);
  • единоразовое посещение перформанса в Екатеринбургском цирке — 200 рублей (льготный билет 100 рублей).

Главпочтамт вы можете посетить бесплатно. Вход в Дом Метенкова и Музей истории и археологии Урала — по билетам в соответствующие музеи.

Кроме того, можно записаться на экскурсии. Подробнее о выставке и правилах посещения смотрите здесь.