Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников, 66.RU
В Екатеринбурге с 15 мая по 11 июля прошла первая серия открытых экспедиций, направленных на исследование горнозаводской цивилизации. Итогом всего проекта должно стать восстановление и превращение заброшенных и старых уральских заводов в центры притяжения туристов. В одной из экспедиций приняла участие корреспондент 66.RU.

Проект «Открытые экспедиции» стартовал 15 мая. За два месяца его участники совершили десять поездок по различным городам, где когда-то работали промышленные предприятия династии Демидовых. Главная цель — осмотреть заводы вместе с территориями, на которых они располагаются, и понять, можно ли привлечь к ним внимание туристов. Организаторы — кластер «гора Белая».

На руки волонтерам выдавали чек-листы, в которых они должны были по пятибалльной шкале оценивать те или иные параметры конкретных объектов: состояние подъездной дороги и прилегающей территории, сохранность заводских зданий, наличие поблизости предприятий общественного питания и общественных туалетов. Позже, проанализировав накопленный волонтерами массив информации, организаторы выберут несколько заводов и включат их в специальный туристический маршрут.

Я регистрировалась для участия в одной из экспедиций с первого их этапа — еще в июне. Сначала на специальном сайте нужно выбрать удобную дату со свободными местами и оставить свои данные, за неделю до поездки организаторы создают группу в WhatsApp, куда включают всех зарегистрированных.

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Транспортом участников не обеспечивают. Все едут на своих машинах, если у тебя нет авто, то нужно в первые минуты успеть посмотреть, кто из присутствующих в чате — водитель, и успеть забронировать себе место в экипаже.

Автобус для туристов так и не заказали, но к окончанию экспедиций организаторы подключили услугу аренды автомобилей.

Стоимость поездки разная — одни водители возьмут с пассажиров по 400–500 рублей, другие — 250. В итоге я поехала смотреть Верхние и Нижние Серги с Бисертью в компании со Светланой Орловой и ее подругой Алсу на Daewoo Matiz.

Собирались участники экспедиции у Ельцин Центра, регистрация — в 07:30 утра, на ней волонтеры получают чек-листы. Затем — старт.

Так Верхнесергинский железоделательный завод выглядел в ХIХ веке

Так он выглядит сейчас

Первая точка нашего маршрута — Верхнесергинский железоделательный завод, дорога от Екатеринбурга заняла полтора часа. Вся экскурсия по прибытии на место длилась 20 минут. На территорию самого завода нас не пустили — посмотреть на него можно было через щелку в заборе или запустив дрон. Вячеслав Пестриков, основатель экскурсии, быстро рассказал про бунт работников завода во времена Емельяна Пугачева, а затем мы поехали дальше.

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Дарья Александрович, 66.RU

Мы несколько раз встречали на пути этого человека, и всех интересовал лишь один вопрос: «Одна ли лошадь в Верхних Серьгах?» Оказалось, да.

В машине я начала заполнять первый чек-лист.

— Сколько поставите зданию завода? — советуюсь с попутчиками.

— Да я завод-то не видел толком, какой вопрос о его состоянии вообще! — ответили мне.

В общем, оценки получились такие: за подъездную дорогу к Верхнесергинскому заводу — 3, сам завод — 3, наличие туалетов и магазинов — 2. Если сюда начнут водить экскурсии, то дольше двух часов делать здесь нечего.

Нижнесергинский завод в конце 1990-х годов был вот таким

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Cейчас его заброшенная часть выглядит вот так

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников, 66.RU

На территории бывшего чугуноплавильного и железоделательного завода сейчас находятся производственные корпуса Нижнесергинского метизно-металлургического завода (НЛМК-Урал).

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников,66.RU

Здесь на горе Кабацкой находился резервный источник воды, но сейчас, по словам местных жителей, его отсыпают.

Интереснее оказалось в Нижних Сергах — экскурсию для участников здесь провел профессиональный экскурсовод. Правда, на территорию самого чугуноплавильного завода нас тоже не пустили. Единственное заброшенное здание, в которое удалось зайти, — бывший дом начальника заводоуправления.

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников,66.RU
Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников,66.RU

Внутри на полу валялись старые бумаги, журналы учета, стулья, матрасы и книги времен СССР. На выходе я заметила, что кто-то из группы прихватил из дома старинный шильдик компании Hoyt Metal (вероятно, он ранее располагался на каком-то оборудовании) и несколько книг.

— Это пойдет в музей в Нейво-Рудянку. Я, так сказать, взял шефство над ним — ответил на мой вопрос один из участников экспедиции.

Территорию завода мы обошли примерно за 1 час 20 минут. Самым тяжелым был подъем на Кабацкую гору — слышали бы вы мое дыхание (лучше не надо).

Снова заполняю чек-лист: завод — 4 (можно подреставрировать — и вперед), дорога — 3, наличие общественных туалетов и магазинов — 3.

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников,66.RU
Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Дарья Александрович, 66.RU

Дорога до Бисерти должна была занять час, но все пошло не по плану — навигатор сбился и мы свернули не туда, прибавив себе 20 километров и полчаса езды.

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Дарья Александрович, 66.RU

Вот эта находка ушла в музей Нейво-Рудянки

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников,66.RU

В итоге на экскурсию в Бисерти мы опоздали, потому самостоятельно посмотрели на заброшку (Бисертский чугуноплавильный и железоделательный завод), перекусили и поехали обратно в Екатеринбург.

Чек-лист по заводу в Бисерти получился такой: подъездная дорога — 2 балла (ехать по ней невозможно — сплошные ямы), магазины и туалеты — 2 балла, завод и прилегающая территория — 2 балла (здесь сплошные руины).

Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Дарья Александрович, 66.RU
Руины имени Демидовых. Как я стала волонтером-исследователем горнозаводского Урала и стоит ли оно того
Фото: Григорий Постников,66.RU

Согласно макету, в XVIII веке завод в Бисерти выглядел так

Сейчас в городе остались только его руины

Первый этап экспедиций закончился 11 июля: всего их участники посетили 30 объектов, проехав около трех тысяч километров, второй этап стартует в августе — в него войдет уже не только Свердловская область, но и все регионы Большого Урала.

Если вы планируете поехать в такую экспедицию, будьте готовы, что заводы вы увидите мельком — экскурсии предусмотрены не на всех точках. С собой возьмите еду — времени купить ее на месте или заехать куда-то перекусить, скорее всего, не будет.