Из большого студийного голливудского кино Чан, может, и ушел, но из большого студийного вообще — нет. И в целом он живет насыщенной жизнью богатого пенсионера: например, содержит гоночную команду Jackie Chan DC Racing, которая выступает в чемпионате мира по гонкам на выносливость.
Фото: архив 66.RU |
---|
Джеки Чан на параде пилотов в Ле-Мане. Просто сидит. |
Что до кинокарьеры, то она не думает завершаться — у Чана выходит по полному метру чуть ли не каждый год. А то и по два. И это высокобюджетные работы с трюками, практическими эффектами и тоннами CGI. Просто с Запада он вернулся на Восток и теперь поднимает кинематограф Поднебесной в роли продюсера. Используя весь свой опыт и прежние связи — так, например, в его фильмах появляются голливудские артисты Эдриан Броуди («Пианист»), Джон Кьюсак («2012»), а сами фильмы порой ставят голливудские же режиссеры типа Ренни Харлина («Крепкий орешек 2», «Глубокое синее море»).
Да, и артисты, и режиссер — такой себе второй-третий эшелон Голливуда, и все же даже с таким составом Чан умудряется продюсировать годные работы. Вот только пять из них — и без градации «от лучшего к худшему». Это Джеки Чан, он себе цену знает и не опускается до того, чтобы его работы были самопародией и позором.
Опять чудеса локализаторского перевода. К славной франшизе «Доспехи бога» фильм не имеет никакого отношения. Да, тут есть гробницы и поиски артефактов, но в оригинале фильм вообще зовется «Кунг-фу йога».
Фото: фирмы-производителя |
---|
И это очень точное название для описания сути происходящего: весь фильм строится на переплетении, взаимодействии, а подчас столкновении индийской и китайской культур на территории, соответственно, Китая и Индии. Часть действа происходит в Дубае (Средний Восток), что усиливает мое ощущение присутствия какой-то пропаганды на тему их местных, восточных, реалий. Как будто у индусов, китайцев и арабов в жизни есть какие-то (вековые) предрассудки друг против друга, зато в кино они поют, танцуют и радостно шутят все вместе.
Мир! Дружба! Натужно. Не верю.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Выглядит, как если бы в России наших дней сняли фильм про любовь в десны украинцев, грузин и русских. Впрочем, я вполне могу видеть то, чего в кино и не закладывалось, но настырная репрезентация двух азиатских культур все же не дает мне покоя: тут явно надзирала Партия!
Фото: фирмы-производителя |
---|
Помимо неуемной любви индусов и китайцев друг к другу, в фильме есть все приметы жанра «Кино Про Джеки Чана»: виртуозная акробатика, впечатляющие натурные съемки, изобретательные погони и много-много рукопашки. Жаль, что в середине фильма «Кунг-фу йога» начинает доминировать йога в лице Болливуда — с игнорированием законов физики, логики, здравого смысла, чувства меры.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Ближе к концу все и вовсе скатывается в «Зиту и Гиту» — с танцами, песнями и обилием «комедийных» эпизодов, за которые не было бы стыдно даже Мастерам жанра вроде Жоры Крыжовникова («Горько», «Елки новые»).
Фото: фирмы-производителя |
---|
Тем не менее фанатам Джеки Чана — категорически рекомендую. Тут Джеки Чан ищет артефакты, машет руками, прыгает и падает — чего еще надо?
Очень интересная работа на стыке жанров: тут тебе и полицейская драма, и клишированная история мести, и киберпанк-элементы про нанороботов и импланты, и трогательная семейная линия.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Сюжет вертится вокруг гениального ученого, который создает те самые киберимпланты, превращающие людей в подобие Терминатора. И отставного полицейского, который с этими суперсолдатами вынужден бодаться за будущее своей дочери.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Первый подсюжет смущает нелепыми костюмами злодеев — как будто из «Судьи Дредда» со Сталлоне. Второй подсюжет раскрывает Джеки Чана как прекрасного драматического артиста, который не только прыгает, он еще и любящего отца сыграть способен.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Да, на слух сюжет звучит (да и смотрится так же) как микс из «Универсального солдата» и других фильмов категории «В» на ту же тему, но снято по-китайски дорого, а поставлено — убедительно. Как и в других своих работах, Чан верен натурным съемкам и практическим эффектам, которые вызывают куда больше эмоций, чем даже самый передовой графоний. В результате большинство сцен из «Сердца из стали» смотрятся ярче и эффектнее, чем большинство других сцен из бесконечного конвейера Marvel. Мне особенно запомнилась схватка на крыше Сиднейской оперы.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Нет, ну какой Marvel вообще? Даже рядом не стоит.
Вторая крайность поздней фильмографии артиста: он или делает картины в жанре «Кино про Джеки Чана», или большие эпики про славную историю Древнего Китая. Человеку европейской культуры, не знакомому с Востоком, смотреть это поначалу тяжеловато — как слушать репортаж про воскресную схватку двух якодзун — Таканохана и Мусасимару — на майском басё — третьем из шести турниров по профессиональному сумо в элитном дивизионе макуноути.
Фото: фирмы-производителя |
---|
То есть, где там династия Цинь против династии Минь и при чем тут вообще царства Лян и Вэй — голова едет сразу. Но тут надо просто отвлечься от локальной политики II века нашей эры и смотреть на это, как на «Кино про Джеки Чана» в антураже Древнего Китая и с размахом пеплумов вроде «Трои» и «Гладиатора».
Фото: фирмы-производителя |
---|
В центре «Меча дракона» — одно из первых столкновений двух крайних цивилизаций — римской и китайской. И это очень политкорректное и толерантное столкновение: две культуры сначала борются, потом начинают перенимать все лучшее друг от друга.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Где-то на фоне прыгает и вертится волчком Джеки Чан, пианист Броуди коварно морщит лоб, Джон Кьюсак с сильно испитым лицом постигает восточную мудрость, чтобы в конце выйти на эпичную битву размаха «Властелина колец» — и качества постановки, к сожалению, такого же. Все-таки «ВК» появился в 2001 году, и с тех пор принципы и графика в Голливуде вышли на другой уровень, поднебесная «машина грез» за ним не поспевает, но очень быстро учится.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Рекомендую не только фанатам Джеки, но и любителям костюмированных исторических полотен.
Еще один опыт на ту же тему: снова царства, названия которых нам ничего не скажут, снова междоусобные войны и становление феодализма. Где-то среди всего этого есть простой крестьянин с не менее простой мечтой: получить награду и вспахать пять акров земли. Для этого ему надо доставить пленного генерала противника на базу.
Фото: фирмы-производителя |
---|
И, как вы понимаете, все пойдет не так и не по плану, на пути будут преграды и коллизии, враги станут друзьями, а друзья — врагами. За полтора часа экранного времени нас проведут по всем перипетиям раздробленного Китая, уморят шутками и поразят схватками. Чтобы в конце дать под дых и выбить почву из-под ног совершенно неожиданным финалом. В духе финчеровского «Семь», только еще хуже.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Потому что такого не ждешь от вполне типичного «Кино про Джеки Чана», только под соусом терок царств Вэй и Лян, да еще и с привкусом бадди-муви — то есть истории про закадычных друганов-напарников.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Смотрится бодро и интересно, претензия лишь одна — абсолютное убожество визуального ряда. Я не знаю, где натурщики нашли такие неказистые и серые пейзажи в Китае — в Китае, который вдохновил Джеймса Кэмерона на «Аватара». Здесь же натура выглядит как худшие (все) места в Калмыкии или на задворках подмосковной промзоны.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Хорошо, что в других работах позднего Чана с поиском локаций все обстоит куда лучше.
Гонконгский полицейский должен экстрадировать американского пройдоху из России, чтобы спасти приемную дочь от мафии. Какая тривиальная завязка — и какое изящное исполнение!
Фото: фирмы-производителя |
---|
Мой личный фаворит. И не из поздней фильмографии, а из фильмографии Чана вообще. Кино, при просмотре которого минуте на пятой открываешь рот и начинаешь орать «ААААААААА» — и очень редко замолкаешь, чтобы набрать побольше воздуха и по-новой:
«ААААААААААААААААА»
Фото: фирмы-производителя |
---|
Это идеальный синтез лучших работ Чана 90–00-х: виртуозность постановки «Разборки в Бронксе» + отменный юмор времен «Часа пик». Только вместо Криса Такера — MTVшный «чудак» Джонни Ноксвилл, который очень органичен в образе хитрого дурака. Их экранный дуэт в «Отпетых напарниках» — лучший комедийный перформанс, который я видел за много лет. Впрочем, быть лучшим тут просто: комедии — вообще не жанр нашего бодипозитивного и прочетолерантного времени. И все же.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Химия между актерами и их (от природы) юмористическое мастерство заставили меня пересмотреть фильм дважды. И на второй просмотр он не стал менее смешным, потому что в центре — вечные стереотипы из классических анекдотов про «русского, немца и американца». Тонкий взаимотроллинг противоположностей, подтрунивание над разницей менталитетов, которые выкручиваются на максимум в сцене бойни на матрешкоделательном заводе (а других в России нет — только если ядерные), или когда Джеки Чан и хор монгольских кочевников поют «Rolling in the Deep» Адель.
Не спрашивайте, это надо видеть.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Как и прекрасные пейзажи Китая — натурные съемки здесь куда удачнее «Большого маленького солдата», а акробатика трюков по-прежнему вне конкуренции. Одно удивляет: как такой замечательный фильм поставил Ренни Харлин, у которого из последних заметных работ — чудовищнейший «Перевал Дятлова» про советских зомби.
Китайский мигрант мстит за гибель дочери и жены от рук ирландских террористов, пока власти бездействуют. Какая тривиальная (опять) заявка и какая выверенная режиссура, безупречный актерский дуэт и вся история в целом на выходе!
Фото: фирмы-производителя |
---|
Из всех перечисленных фильмов этот, наверное, самый раскрученный, и вы его, скорее всего, видели. В отличие от многих других — китайских — работ позднего Чана, «Иностранца» широко прокатывали в наших кинотеатрах. Потому что он самый западный: новозеландский режиссер в кресле, Пирс Броснан в главной роли.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Но даже если видели, советую пересмотреть. Это, словно «Мэгги» Арнольда, яркий пример того, как звезда боевиков, клоун и паяц оказывается мощнейшим драматическим актером. Он умеет в Боль и Отчаянье, в передачу оттенков душевного слома и демонстрацию воли к жизни.
Фото: фирмы-производителя |
---|
А еще «Иностранец» — любопытнейшая деконструкция жанра: это по-прежнему «Кино про Джеки Чана», только в нем выключили юмор и шапито, а цветофильтры взяли из серой границы спектра.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Все сразу дает одну из лучших историй мести в кинематографе последнего десятилетия — и одну из лучших работ Чана в принципе.