Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Старый, но небесполезный»: топ-5 фильмов позднего Арнольда Шварценеггера

2 января 2021, 17:30
Колонка
«Старый, но небесполезный»: топ-5 фильмов позднего Арнольда Шварценеггера
Фото: коллаж Анастасия Кеда, 66.RU
В затяжные новогодние каникулы можно на 20-й раз пересмотреть «Властелина колец» в режиссерских версиях, а можно, как наш автомобильный обозреватель, уделить время старому другу. С которым мы еще с эпохи VHS, но и на Blu-Ray он все так же хорош. Местами даже лучше себя прежнего.

Кинокарьера Арнольда Шварценеггера делится на два неравных, но абсолютно зеркальных отрезка.

  1. Герой без страха и упрека с пулеметом наперевес на страже Добра и Справедливости; его фильмы — событие и кассовый успех (про «Бэтмена и Робина» договоримся не вспоминать), его авторитет несомненен.
  2. Постаревший герой со страхом, а то и упреком; его фильмы проходят незамеченными и не собирают денег, его авторитет сомнителен — что-то на уровне «Ну, дед опять забыл таблетки выпить».

Но именно на втором этапе своей кинокарьеры Арнольд раскрылся как актер широкого диапазона. Помимо классического отстрела плохишей из минигана от бедра, он не чурается технотриллеров, откровенной буффонады и хорош в серьезных трагических постановках.

При этом ни одна из его последних работ не принесла серьезной кассы, зрительской любви и признания критиков. Подчас заслуженно: были в его бурные постгубернаторские годы и «Терминатор: темные судьбы», и трешовый «Убить Гюнтера».

Но ведь были и эти фильмы.

V. «Неудержимые 2» / The Expendables 2

  • IMDb/Кинопоиск: 6,6 / 7 баллов
  • Бюджет/сборы, млн $: 100 / 315
Фото: фирмы-производителя
Хорошие парни VS плохих парней. Бдыщ-бдыщ и пыщ-пыщ, бам-бам и пам-пам. В конце все шутят и смеются.

На последнем месте в моем топ-5 должен быть фильм Олега Степченко про Петра I в Китае. Хотя бы потому, что там дан ответ на главный вопрос, который мучает всех половозрелых людей последние лет 25: «Кто круче — Джеки Чан или Шварц? » Но Олег Степченко добавил в фильм Павла Волю и поэтому не попал в мой топ.

А фильм режиссера Саймона Уэста — попал. В нем нет Павла Воли и к тому же подняты еще более глобальные вопросы вообще: что будет, если на одной арене схлестнутся Арнольд, Слай, Дольф, Брюс, Ван Дамм и ЧАК?

Фото: фирмы-производителя

Будет громко, жарко, плоско, но смешно до ора. Потому что это не художественный фильм как таковой, а два часа чистого фан-сервиса для людей, которые пробовали учить каратэ-до по потрепанным книжкам, прыгали с гаража на гараж, добывали свинец из аккумуляторов голыми руками и знают истинную цену карбиду.

Фото: фирмы-производителя

Очень теплая картина, которая играет с твоей ностальгией, совершенно точно знает, куда нажать (Чак Норрис рассказывает анекдоты про Чака Норриса), чтобы тебе было грустно, но хорошо.

Фото: фирмы-производителя

Два часа жира токсичной маскулинности, бутафорской крови, звонких оплеух и цинизма. Прекрасный памятник самим себе и навсегда ушедшей эпохе прямолинейности, простодушия и гендерной определенности.

IV. «Саботаж»/Sabotage

  • IMDb/Кинопоиск: 5,7 / 5,6
  • Бюджет/сборы, млн $: 35 / 22
Фото: фирмы-производителя
Группа омоновцев ворует деньги наркокартеля, а затем один за другим всплывают с распоротым брюхом. Арнольд и пьющая тетенька-следователь должны разобраться, что к чему.

Дэвид Эйр («Отряд самоубийц», «Яркость») хорошо ставит, но плохо пишет. Так и «Саботаж»: то наберет темп, то провиснет, то подвесит интригу, то ее же и сдует. В результате этой сценарной аритмии смотреть кино то интересно, то не очень.

Фото: фирмы-производителя

Только, бывало, проснешься на бодром проходе оперативников, как неумелая игра в детективный триллер снова навевает скуку. И даже финальный сюжетный твист как будто удивляет, но в целом безразлично.

Фото: фирмы-производителя

Потратить вечер тем не менее стоит из уважения к Эйру-постановщику, который куда динамичнее, целостнее и бодрее Эйра-писателя.

III. «Возвращение героя» / The last stand

  • IMDb/Кинопоиск: 6,3 / 6,6
  • Бюджет/сборы, млн $: 45 / 48
Фото: фирмы-производителя
Наркобарон пытается пересечь границу на форсированном «Корвете», но на его пути встает дедуля-участковый

Работа, которая пытается совместить две крайности фильмографии позднего Арнольда: серьезные щи драмы героя на пенсии и самоироничный взгляд героя-пенсионера на свои подвиги. Первое получается гораздо лучше, чем у Дэвида Эйра, второе — не менее смешно, чем в «Неудержимых».

Фото: фирмы-производителя

На выходе — крепкая картина, обыгрывающая классический штамп «… Два дня до пенсии» с фриковатыми, но такими милыми реднеками, изобретательным экшеном длиной в целый третий акт и отсутствием хоть чего-то лишнего — длиннот, пустот, пробуксовок.

Фото: фирмы-производителя

Хотя пробуксовки должны бы быть: на машине антагониста. Все-таки 1000+ сил на два ведущих колеса — это чересчур даже для главного злодея. А он знай себе — топит и топит газ в пол, и хоть бы раз колеса сорвались.

II. «План побега» / Escape plan

  • IMDb/Кинопоиск: 6,7 / 7,1
  • Бюджет/сборы, млн $: 50 / 137
Фото: фирмы-производителя
Архитектора идеальных тюрем сажают в тюрьму, а там есть не только два стула!

Великая (на метауровне) работа, понятная только фанатам в контексте. Арни и Слай — два заклятых друга, которые на пике голливудской карьеры боролись за все: роли, признание, гонорары, женщин. Арнольд в своей биографии и не скрывает, что вопрос стоял ребром: или-или. Кто кого.

Фото: фирмы-производителя

И вот два десятилетия спустя Арни и Слай — в одном кадре и на одинаково главных ролях. Драматургический сам по себе итог многолетней вражды последних героев боевика, которым на старости лет оказалось и нечего делить — нам бы многим (всем) такой житейской мудрости.

Фото: фирмы-производителя

«План побега», в общем-то, о том же: единство и борьба противоположностей, старики-разбойники, дуэт-дуэль, фиги в кармане и неожиданный финальный твист. Крепкий технотриллер с внятно прописанным сценарием и экранной парой мечты.

«Зараженная»/Maggie

  • IMDb/Кинопоиск: 5,6 / 5,6
  • Бюджет/сборы, млн $: 4,5 / 0,187
Фото: фирмы-производителя
Девочка-тинейджер стремительно превращается в зомби. Любящий отец остаётся с ней до конца.

На днях посмотрел по третьему кругу и точно могу сказать, что это Самый Могучий Фильм С Арнольдом Вообще. Ну, или ладно: самый могучий из тех, где он не стреляет из пулемета с одной руки.

Фото: фирмы-производителя

В «Мэгги» он играет глазами, он играет бровями, он играет морщинами на висках, он играет дымом от сигареты. И все это на крупных планах, каждый из которых орет: «СМОТРИТЕ!!! Я МОЩНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ АКТЕР, А НЕ МИСТЕР ВСЕЛЕННАЯ И ГУБЕРНАТОР КАЛИФОРНИИ».

Фото: фирмы-производителя

Уж не говоря про то, что сам фильм — очень хорошее и свежее высказывание в избитом и пошлом жанре «зомби-муви»: пронзительная, лаконичная история любви отца и дочери в декорациях карантина и самоизоляции. Безнадежная, но все равно какая-то светлая — потому что про настоящую любовь, которая переживет все — даже конец света, тем более — нас.

Фото: фирмы-производителя

P. S.

В том же 2015-м некие «Мстители: эра Альтрона» получили на IMDb 7,3.

Я IMDb понятно где видал? Там же, где локализаторов, которые The last stand переводят как вы сами видите.

P. P. S.

Бонус-треком — схватка Арни и Слая в цифре: оба актёра появились в своих иконических образах в файтинге Mortal Kombat 11. И даже только ради этого её стоило купить: чистый восторг.