Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
46693 +367
Выздоровели
38914 +370
Умерли
1037 +10
Россия
Заразились
2322056 +26402
Выздоровели
1803467 +24763
Умерли
40464 +569

Туроператоры и авиакомпании не отдают деньги, ссылаясь на «форс-мажор». Есть смысл судиться?

9 апреля 2020, 08:01
Колонка
Туроператоры и авиакомпании не отдают деньги, ссылаясь на «форс-мажор». Есть смысл судиться?
Фото: архив 66.RU
Карантикулы уже испортили отпуск миллионам россиян: небо и границы закрыты, сезон заранее можно списывать со счетов. Не добавляет оптимизма и поведение участников рынка.

Многие организованные и самостоятельные туристы уже столкнулись с проблемой возврата средств за оплаченный отдых. В ход идет железобетонная формулировка: «…под действием обстоятельств непреодолимой силы» — то есть форс-мажор, который все спишет. Или нет?

Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT, считает, что даже в этом случае есть перспектива выиграть дело в суде.

— Обращение в суд имеет смысл, поскольку нужно учитывать, что форс-мажор освобождает только от ответственности за неисполнение обязательств (то есть от неустоек, штрафов), но не является основанием для турагента (или авиакомпании) оставить себе оплату за услугу, не оказанную реально.

То есть при обращении в суд стоимость билета (по отмененному государством или авиакомпанией полету) будет взыскана, но — без неустойки и штрафа по ФЗ «О защите прав потребителей».

Отмечу, если пассажир отказался от услуги формально по своей инициативе (до отказа авиакомпании и/или до запрета властей на полеты), — ситуация будет иной: обязанность авиакомпании возвратить плату за билет в этом случае определяется правилами авиакомпании.

С туруслугами (деньгами, уплаченными турагенту) ситуация в целом аналогична: форс-мажор освобождает турагента от ответственности, но возврат денег за неоказанную услугу ответственностью не является. Причем в этой сфере правила для клиента более льготные, поскольку в отличие от «невозвратных билетов» закон не предусматривает «невозвратных путевок». У потребителя есть безусловное право в любой момент отказаться от услуги, и турагент обязан вернуть уплаченные деньги, но за вычетом расходов, фактически понесенных для исполнения договора.

Фактически понесенные затраты должны, естественно, подтверждаться первичными платежными документами.

Отмечу, что у туристов, возможно, шансов получить деньги с туроператора, как ни странно, больше, чем с авиакомпании. Связано это с тем, что гражданская ответственность туроператора страхуется, то есть при невозможности исполнения туроператором обязательств в связи с полным прекращением им деятельности соответствующее требование может быть заявлено страховщику.

Поэтому обращение в суд для потребителя имеет смысл, но рассчитывать на быстрое получение денег все же не стоит, судебный процесс, с учетом апелляции, займет 4–6 месяцев.