Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Существо из мертвой деревни: легенды и факты о снежном человеке в уральской тайге

9 марта 2020, 17:19
Существо из мертвой деревни: легенды и факты о снежном человеке в уральской тайге
Фото: Анастасия Кеда 66.ru
Чем дальше забираешься в тайгу, тем чаще сталкиваешься с мистикой и необъяснимыми явлениями. Даже отъявленные прагматики, когда попадают сюда, меняются: начинают верить в духов и каждое утро делают им подношения. Спецкор 66.RU десяток лет путешествовал по уральскому Северу и к рассказам о местных божествах и духах относился с интересом, но изрядной долей скептицизма. Наконец услышанное и увиденное перевалило критическую точку. Так появился этот текст — собрание свидетельств о менкве, или снежном человеке. Судя по рассказам, местные жители регулярно встречаются с ним на северных границах Свердловской области.

Призрак Суеватпауля

Манси Данил щурится от яркого зимнего солнца так, что глаз совсем не видно. Он согласился проводить нас до заброшенного поселка Суеватпауль. Там Данил бывал еще ребенком, но дорогу помнит до сих пор.

Наш интерес к поселку объясняется необычными рассказами об этом месте. Говорят, Суеватпауль проклял шаман, после чего из богатой деревни ушли люди и поселилось существо, похожее по описанию на снежного человека.

То, что когда-то называли Суеватпаулем, стоит в 100 километрах севернее Ивделя, у границы с Ханты-Мансийским округом. Чтобы добраться до урочища, которое нас интересует, едем до села Бурмантово. Дальше автомобилю хода нет, пересаживаемся на снегоходы.

В середине прошлого века Суеватпауль считался образцово-показательным мансийским поселком. Местные жители держали стада оленей в тысячи голов. «Здесь новейшие достижения человеческой культуры переплетаются с обычаями далекой старины», — рассказывается в фильме Свердловской киностудии, который снимали в поселке в 1945 году.

Кадры кинохроники демонстрируют школу, магазин, крепкие бревенчатые дома и загоны с оленями. Сегодня нас встречает заросшая ельником поляна с полуобвалившимися домами. Один гниющий сруб Данил опознает как дом главы поселка Степана Курикова.

Наш проводник не знает, почему вымер поселок, но о проклятии шамана и странном новом обитателе слышал. Существо, что здесь поселилось, он называет призраком.

Данил:

— Призрак ходил вечерами по дороге поселка и пугал людей. Например, подходил к дому и стучал. Сам его не видел, но люди рассказывали.

Никаких признаков снежного человека мы не находим. На снегу встречаются только редкие следы зверей. В пустых домах догнивает немногочисленный скарб, в щелях под половыми досками кое-где виднеются ржавые советские монеты. Остаться с ночевкой в тайге не рискуем — манси предупреждали, что это небезопасно.

Фото: Дмитрий Антоненков

Брошенные дома Суеватпауля.

Все более-менее ценное, что не забрали с собой местные жители, перекочевало из Суеватпауля в одноименную экспозицию под открытым небом Музея истории и этнографии Югорска. В музее 66.RU подтверждают, что посылали в поселок экспедиции, но объяснить причины вымирания Суеватпауля этнографы затрудняются.

Имена йети

У снежного человека на севере Урала много имен: леший, менкв, хумполен, хозяин и так далее. Рассказы о снежных людях так или иначе выслушивают туристы, которые отправляются на печально известный перевал Дятлова. Собственно, в одной версии гибели туристов и фигурирует менкв.

В поселке Вижай, через который лежит путь тех, кто идет на дятловский перевал, хозяева и работники многочисленных туристических баз могут ночами напролет рассказывать о встречах путешественников с загадочными существами.

Спецкора 66.RU в 2015 году подвозил до Вижая водитель из Серова. Обратно в город он выехал поздней ночью, а домой вернулся с прядью седых волос. Водитель уверяет, что под Вижаем его машину пыталось догнать мохнатое существо размером с крупного медведя. Чудовище рычало и цеплялось за бампер прицепа. Чем объяснить этот инцидент: воображением, которое разыгралось у человека после рассказов о йети, или за автомобилем действительно кто-то гнался? Об этом можно только догадываться.

В существование менквов верят руководители клуба путешествий по северному Уралу «Дикий Север». Туристы клуба регулярно путешествуют по северному и приполярному Уралу на вертолетах или снегоходах и порой встречаются с необъяснимым.

Гид клуба «Дикий Север» Дмитрий Зиновьев, чье детство прошло среди чукчей, сам не видел лешего, но верит, что тот реален.

Дмитрий Зиновьев:

— Не может это существо быть настолько скрытным, чтобы в XXI веке его невозможно было обнаружить. Скорее всего, менкв живет в разломах пещер и редко оттуда выходит. Либо есть какие-то разломы во времени, и он приходит сюда на какой-то временной промежуток.

Фото: предоставлено клубом "Дикий Север"

Автор этого фото, уральский охотник, считает, что запечатлел след ноги снежного человека.


О встречах со снежным человеком на охоте в своих таежных угодьях рассказывает и манси Рудольф. Он живет в паре десятков километров от знаменитого плато Маньпупынер, в месте, рядом с которым сходятся границы Свердловской области, Коми и ХМАО. Рудольф называет снежного человека на свой лад — ме-енк.

Рудольф:

— Осенью охотились в бору, здесь недалеко. Сначала увидели большие следы. Пять длинных пальцев [сравнивает длину пальцев с собственной ладонью]. Ме-енк как будто вышел из горы. А потом увидели его самого. Здоровый! Ме-енк будто заходил обратно в гору. Над нами тогда был вертолет. Оттуда ме-енка тоже видели.

Манси, если их разговорить, рассказывают о встречах со снежным человеком с той же простотой, как городской житель — о походе в магазин за хлебом.

Фото: Дмитрий Антоненков

На плато Маньпупынер манси не ходят — вера запрещает, но у подножия плато часто видят менквов.

Регулярно наблюдают снежного человека и в Гаринском районе Свердловской области. В начале 2010-х екатеринбургский уфолог Алексей Королев собирал экспедицию по гаринским рекам для поисков менква. Но из-за труднодоступности тех мест затею пришлось отложить на неопределенный срок.

Помощник Золотой богини

Современные свидетельства о снежных людях на Урале тесно переплетаются с югорским фольклором. В преданиях хантов и манси говорится, что менквов создали верховные божества, когда попытались сотворить человека. Боги оставили менквов жить, и те стали лесными духами, хранителями тайги и ее обитателей. Поэтому их еще называют лесными хозяевами. Из описаний, что приводятся в легендах, следует: менквы похожи на «традиционного» снежного человека.

Ольга Кошманова — краевед Кондинского района ХМАО, который граничит с Гаринским районом, выпустила не одну книгу о легендах и преданиях манси. В книге «Взгляд в спину», наиболее популярной у читателей, Ольга Александровна обобщает рассказы жителей Конды о встречах с менквами.

«Собранный мною за многие годы материал говорит не о том, верю я или не верю [в менквов], просто накопилось много загадок, а вот с разгадками что-то не густо», — пишет Кошманова. Краевед считает, что хумполены — это охранники знаменитой вогульской богини Сорни-Най. О поисках золотой статуи богини говорится в десятках фильмов и книг, в числе которых «Сердце Пармы» Алексея Иванова. По преданиям, драгоценный идол спрятан как раз на территории Кондинского района.

Советы тем, кто хочет приблизиться к хозяину, Кошманова дает в конце «Взгляда в спину»: «В определенных местах (на тропах) оставлять сахар, мясо несоленое, свежую рыбу, хлеб свежеиспеченный. Возможно даже водку!» Этим рекомендациям и сегодня следует большинство туристов, которых привлекают загадки уральского Севера.