Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана

5 мая 2019, 17:58
Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU
Людям, которые отвечают за туризм в Свердловской области, необходимо съездить в Казахстан на озеро Боровое и убедиться, насколько мощным туристическим якорем может стать простое благоустройство территории вокруг водоема. Не надо ничего выдумывать, не надо перенимать западный опыт, нужно всего-навсего сделать так, как у них.

Озеро Боровое находится 900 километрах от Екатеринбурга (около 12 часов езды на автомобиле, в зависимости от скорости прохождения границы с Казахстаном) и расположено на территории государственного национального природного парка «Бурабай».

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU

Казахстанская степь на границе с Россией, с сухой травой и редкими деревьями, и посреди нее вздымаются поросшие лесом высокие горы, а внутри несколько озер, одно из которых — Боровое (или, по-местному, Бурабай). По сути, это наш Урал посреди казахстанской пустыни. Но преимущество Борового — не в чистом воздухе и природной красоте.

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU

Ежегодно на озере отдыхает почти миллион туристов. И секрет такой популярности — простейшая туристическая инфраструктура. Во-первых, там нет быдло-аттракционов — качелей, каруселей и надувных батутов. Может, в июле здесь и наступает ад, но в мае было пустынно.

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU

А во-вторых, практически по всему диаметру Борового идет четыре, иногда три или две дорожки. Первая, на удалении от воды, — автомобильная, по ней ездят и грузовики, и легковушки. Трасса оборудована парковочными карманами возле достопримечательностей, чтобы люди могли остановиться, рассмотреть их и сфотографировать.

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU

Есть старая пешеходная дорожка, которая вымощена плиткой бехатон. Она проложена около самой кромки воды, по ней могут пройти два человека. Чуть выше располагается асфальтированная велосипедная дорожка с разметкой.

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU

И еще выше, на сваях, прямая дорога, сделанная из лежащих поперек досок, очень надежная и простая. На протяжении всей этой дороги установлены фонари на солнечных батареях. Когда смеркается, они включаются. Маршрут в один конец составляет около 15 километров, его можно преодолеть засветло, а вернуться уже вечером, но по освещенной трассе.

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU

В некоторых местах, где узко, дорожку расширили и организовали двустороннее движение туристов. Повсеместно и недорого сдают в аренду велосипеды — около 50–70 рублей в час.

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU

Территория, где расположены кафе, магазины, санатории и гостиницы, огорожена от экологической части шлагбаумом, въехать за который стоит 250 тенге (менее 50 рублей) в сутки. Въезжаешь — и там тишина, красотища, много дорожек, по которым можно подниматься в горы или просто гулять. Казахи молодцы, удивили.

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU

Очевидно, что денег, которые собирают с туристов, хватит разве что на поддержание чистоты на территории, но никак не на развитие комплекса. Еще в 2007 году в Казахстане была разработана специальная правительственная программа развития Щучинско-Боровской курортной зоны. Она была направлена на то, чтобы сохранить и развить уникальный природный комплекс и превратить Бурабай в туристическую Мекку.

Как сделать Урал удобным для туристов? Простой пример из Казахстана
Фото: Богдан Кульчицкий, 66.RU

По данным казахстанских СМИ, сейчас зона переживает очередной, уже третий по счету этап развития — с 2017 по 2020 год. Он предусматривал «решение инфраструктурных и экологических проблем, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечение безопасности, развитие туристского потенциала». На это планируют потратить более 60 млрд тенге (10,2 млрд рублей). К следующему году планируется увеличить турпоток до 2 млн человек ежегодно, половина из которых будут иностранцы.

Если такую же инфраструктуру сделать вокруг Шарташа, Таватуя, Верх-Нейвинского водохранилища, Иткуля, Тургояка, туристический поток там вырастет в разы. Объективно, в окрестностях Екатеринбурга выйти в чистой обуви, в обыкновенной одежде, прогуляться, не косплея лесников-затейников, практически негде — только какие-то жалкие промежутки.

Понятно, что если инфраструктура хотя бы такого уровня будет сделана на протяжении набережной Исети, — не нагромождать мрамор и гранит, а просто оборудовать простую пешеходную и велосипедную инфраструктуру, — это будет востребовано на сто процентов.

На самом деле такой пример на Урале уже есть. Когда-то, лет 20 назад, в природный парк «Оленьи ручьи» приехал гражданин США Роберт Пост, восхитился местной природой и пожертвовал деньги на обустройство гравийных дорожек на участке, который потом и назвали в его честь: «Магистраль Поста». Теперь «Оленьи ручьи» стали туристической достопримечательностью номер один в пределах сотни километров от Екатеринбурга. Вторые, третьи, четвертые и пятые «Оленьи ручьи» Екатеринбург тоже проглотит.