Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»

26 мая 2018, 12:25
«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Корявая экранизация не самого лучшего, но небезынтересного романа Лукьяненко о путешествиях по Москве в параллельных вселенных. С Евгением Цыгановым, Андреем Мерзликиным и Юлией Пересильд.

Сергей Лукьяненко, возможно, не самый крутой из современных российских фантастов, но уж точно самый экранизируемый. Ночной и дневной дозоры режиссера Тимура Бекмамбетова собрали в прокате больше $70 миллионов. Для России это очень круто, и Лукьяненко после этого продал права на экранизацию всех своих произведений, которых у него больше 50. Продать-то продал, но Бекмамбетов уехал снимать в Калифорнию, а без него сделать кино по всем этим сюжетам никто не может. Съемки «Лабиринта отражений», «Рыцаря сорока островов», «Кредо» и «Мальчика и тьмы» так и не были завершены, а «Азирис Нуна» 2006 года собрал только $450 тыс. из потраченных на его производство $3,5 млн.

Фильм «Черновик» – очередная попытка дотянуться до «Дозоров». Тем более что одноименный роман Лукьяненко написал в 2005-м сразу после суперуспеха первого «Дозора» и во многом по той же схеме. В 500-страничных книгах это не так заметно из-за обилия разнообразных деталей и перипетий. Но в фильм большая часть этих камуфлирующих деталей не вошла, и поэтому сходство «Ночного дозора» и «Черновика» там более очевидно. В завязке так они просто дублируют друг друга.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

В оригинале Городецкий и Максимов вообще коллеги-сисадмины, но сейчас это не актуально, и Кирилл стал гейм-дизайнером.

Юный герой тяжело переживает разрыв с девушкой. Чтобы отвлечься и заглушить каким-то образом любовные муки, парень уходит в параллельную реальность. Ну или, может, он сходит с ума, и вся эта параллельная вселенная ему только кажется. Сисадмин Антон Городецкий в этой ситуации вдруг понимает, что Москву наводнили темные и светлые маги, вампиры, ведьмы и оборотни. И сам он больше не сисадмин, а светлый маг третьего-четвертого уровня, и теперь он будет пить кровь, охотиться на вампиров и устранять воронки.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

«Ночной дозор», реж. Тимур Бекмамбетов, 2004 год

В «Черновике» все начинается с того, что любимая женщина гейм-дизайнера Кирилла Максимова Аня (Ольга Боровская) уходит от него к эфэсбешнику (Евгений Цыганов). И Кирилла (Никита Волков), так же как Антона, охватывает конспирологическая паранойя. Только вместо оборотней и вампиров Кирилл начинает повсюду видеть «функционалов». С не очень, правда, понятным функционалом. Про них известно, что их в Москве около сотни и что они бессмертны, но зачем они нужны и что конкретно делают – в фильме никак не объясняется (в книжке 500 страниц, а в сценарии всего 100). Просто они не те, кем кажутся, живут тайной жизнью, незаметной простым людям, причем одна из них (Северия Янушаускайте) у Кирилла в квартире. Соседи, друзья, родители и даже собака Кирилла вдруг забывают, кто он такой, в МФЦ про него никаких сведений и в паспорте остаются только пустые страницы. Кирилл больше не дизайнер, и вообще не человек, а функционал-таможенник.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

Литовская актриса Северия Янушаускайте

С его собственным функционалом все более-менее понятно. Его таможня в старой водонапорной башне – это проход между мирами. А он теперь должен вести учет путешественников, брать с них пошлины за багаж и помогать осуществлять переход, открывать двери. Звучит скучновато, особенно для дизайнера. Далеко не каждый дизайнер мечтает стать таможенником. Но, как потом выясняется, открытие новых дверей и миров за ними зависит от воображения, а это как раз по дизайнерской части. Вроде бы.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

Водонапорную башню перенесли в самый центр столицы

Механизм открытия новых миров в фильме толком не описан, просто герой засыпает, а когда просыпается, дверь в параллельную вселенную уже открыта. Таких параллельных миров вроде бы существуют тысячи, и тут непонятно, то ли таможенник силой мысли генерирует новые, то ли сила его воображения нужна для того, чтобы открыть дверь к уже существующим. Непонятно, как это работает, но никто по этому поводу не переживает – работает, и ладно.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

Старый Евгений Цыганов и дебютантка Ольга Боровская

Первым делом Кирилл открывает дверь в лето – вселенную, где перед Кремлевской стеной и мавзолеем плещется море, а на растущих повсюду пальмах растут апельсины. Этот мир глобального потепления он создает (или открывает) для своей бывшей, которая тут же заявляется к нему в его башню-таможню с новым бойфрендом. Потом искупаться приходят Ирина Хакамада и Дмитрий Хрусталев, но вообще желающих немного. Хакамада, которая тоже функционал, рассказывает Кириллу про Аркан – главный мир, с которого начались все остальные и дверь в который Кириллу в идеале надо открыть. Этого хотят и другие коллеги-функционалы: Юлия Пересильд – хозяйка местного кабака и Андрей Мерзликин – бывший таможенник, который в свое время открыл 28 миров, но после этого утратил вдохновение.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

Парниковый эффект в действии

Кирилл тоже открывает парочку, но отличия от привычной реальности в них уже не климатические, а геополитические. В одном Ленина задушила в колыбельке няня, а Гитлеру удалось продать несколько картин. Поэтому он в Вене пишет пейзажи, а Российская империя избежала войн и революций, так и не открыла двигатель внутреннего сгорания и не использует нефть и газ. В Москве такой зимний стимпанк, в небе дирижабли, на дорогах паромобили или что-то типа того, и вообще, это самый дружелюбный из всех открытых миров.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

Помесь «Бегущего по лезвию» с «Сибирским цирюльником»

В другом – наоборот, то ли Сталин открыл рецепт бессмертия, то ли Берия победил Жукова в борьбе за власть, натаскал соответствующих преемников, а те перерезали всех Горбачевых и Ельциных. В результате СССР по-прежнему строит коммунизм, а Москва частично разрушена атомной бомбардировкой и превращена в филиал ГУЛАГа. Колючая проволока и пулеметные вышки теперь у самых стен Кремля, а усталые товарищи в тюремных робах тащат ржавые железяки в мега-кузницу, где куется оружие для вечной войны с врагами.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

Москва-ГУЛАГ

Это могло бы быть интересно, и хочется даже как-то поглубже погрузиться в эти истории, приблизить, поразглядывать детали, но главному герою Кириллу все эти новые миры и Арканы не нужны. Он озадачен только тем, как отбить бывшую пассию у эфэсбешника. Потому что режиссер фильма Сергей Мокрицкий («Битва за Севастополь») снимает фильм о любви, и любовная линия тут важнее, чем научно-популярная.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

Совершенно неузнаваемая Юлия Пересильд

В результате не получается ни то, ни другое, и фантастическая мелодрама хромает на обе ноги. Романтической истории с любовным треугольником мешает безумный сценарий, в котором красавица Анна то уходит от Кирилла, то вообще забывает, кто это, то вдруг вспоминает про эфэсбэшника Антона, но соглашается на свидание с бывшим любовником, которого впервые видит.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

У влюбленных прям проблемы с выражением эмоций. Чего они такие серьезные-то?

На фантастику в результате всех этих метаний не остается ни времени, ни денег. Москва в параллельных реальностях ограничена «трехрублевым видом» – панорамой, дублирующей изображение на советской трехрублевке. Дирижабль и паромобиль существуют в единственном экземпляре. Даже статистов не стали запускать в эти сцены, и то, что должно было стать главной фишкой и мощнейшей стимпанк-футуристикой и постапокалиптикой, выглядит как плохо нарисованный задник. Запоминаются в итоге только существующие во всех реальностях циклопические боевые матрешки, которые постоянно и беспричинно нападают на главного героя. На них, судя по всему, и ушел бюджет картины.

Трехрублевый вид

Отчасти это связано с тем, конечно, что «Черновик» на самом деле снят для ТВ, это сериал. А киноверсия смонтирована в 2 часа из 4-часового сюжета. Отсюда сценарные дыры и странности в поведении персонажей, когда лучшие друзья вдруг оказываются врагами и пытаются друг друга убить, а в следующей через две минуты сцене снова вместе. Отсюда и убогая компьютерная графика, которая в лучшие моменты напоминает цекаловского «Гоголя», а в худшие – бондарчуковский «Обитаемый остров».

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

Боевые матрешки

Все это очень обидно, потому что потенциально эта тема про перемещения по параллельным сослагательным Россиям без коммунистов или без Газпрома могла бы стать народным хитом. Это же единственный шанс увидеть Россию без Путина. Визуализировать, что было бы, если б ВВП в нулевом проиграл выборы Жириновскому. Или Хакамаде. Или вообще в восьмидесятые женился бы на какой-нибудь знойной восточногерманской фройляйн, сбежал бы с ней на Запад и выращивал бы сейчас помидоры на ферме в Северной Вестфалии.

«Единственный шанс увидеть Россию без Путина». Павел Матяж о фильме «Черновик»
Фото: kinopoisk.ru

Ирина Хакамада в роли функционала-политика

Таможенник-функционал Кирилл Максимов мог бы стать русским Доктором Кто, но остался лишь невразумительным черновиком, набросками персонажа истории, впечатление от которой исправит, возможно, полная телевизионная версия. Или «Чистовик», который, судя по всему, тоже готовят к экранизации. Остается надеяться.