Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Тренер» – это про любовь! Павел Матяж смотрит спортивную драму Данилы Козловского с футболистами «Урала»

21 апреля 2018, 12:04
«Тренер» – это про любовь! Павел Матяж смотрит спортивную драму Данилы Козловского с футболистами «Урала»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Заслуженный актер России Данила Козловский снял к чемпионату мира по футболу футбольную драму, а также написал сценарий. Продюсировать он тоже решил сам. В главной роли, если вы еще не догадались, – тоже Данила Козловский. О том, удалось ли ему передать всю боль и отчаяние нестоличного российского футбола, кинокритик 66.RU Павел Матяж поговорил с футболистами Владимиром Хозиным, Андреем Егорычевым и Владимиром Ильиным.

На самом деле Данила Козловский уже был футболистом. В 2005 он играл в отличном фильме режиссера Алексея Германа-младшего «Гарпастум». И фильм и Козловского тогда очень хвалили, фильм взяли на фестиваль в Венеции, а Данила Козловский стал лауреатом премии российской кинокритики и кинопрессы «Белый слон». С этого для него все и началось.

А сейчас Козловский – самый востребованный и популярный из российских актеров. Все главные роли во всех главных русских блокбастерах современности он уже сыграл или сыграет в ближайшие пару лет. Он потеснил в этом статусе Безрукова с Хабенским, как те в свое время потеснили Меньшикова, который потеснил Янковского с Абдуловым, а те потеснили Тихонова, например, с Лановым, ну и так далее. Вот всех этих людей на российском кинематографическом олимпе заменил Козловский. Он главный русский секс-символ и играет сейчас всех романтических принцев и миллионеров, художников и хоккеистов, летчиков и моряков. Он – та самая молодая шпана, которая стерла стариков с лица земли. Впрочем, и ему уже 32, и для молодеющей аудитории кинотеатров он тоже, можно сказать, на грани.

Поэтому Козловский и решил стать Клинтом Иствудом – превратить суперуспешную актерскую карьеру в режиссерскую. Удачных примеров подобного превращения немного, на этом поприще с треском проваливались такие невероятные гении, как Де Ниро, Аль Пачино, Джонни Депп, Энтони Хопкинс и многие другие, и в то, что Козловскому в этом деле больше повезет, верилось с трудом.

В этой связи за «Тренера» с самого начала было тревожно: режиссер, сценарист, продюсер, исполнитель главной роли – Козловский, плюс явная конъюнктурность времени премьеры – меньше двух месяцев до чемпионата мира по футболу в России – 2018. 390 миллионов рублей на кино дали в Министерстве спорта, Российском футбольном союзе, Фонде кино, студии Никиты Михалкова «Три Тэ» и ВГТРК. Было похоже на то, что готовится очередная ультрапатриотическая сентенция про то, как русские футболисты побеждают англосаксонских псов-рыцарей, «как в сорок пятом». И яростные истерики, которые устраивал Козловский по поводу нелестных оценок трейлера «Тренера» в соцсетях, оптимизма не добавляли.

Тем более что примеры хорошо продаваемого спортивного противостояния с Западом в нашем кино есть. И в одном из них он сам снимался («Легенда №17»), а про второй («Движение вверх») все только и спрашивали: «А где Козловский?» Но в третью часть внешнеполитического спортивного конфликта Данила играть не стал.

В самом начале там будет матч с не самой футбольной и западно ориентированной Румынией, в котором герой Козловского – капитан «Спартака» Юрий Столешников – не забивает решающий пенальти, психует, набрасывается на судью, на болельщиков и получает длительную дисквалификацию. Но для Столешникова/Козловского это не причина обижаться на румын, судью или болельщиков, а, наоборот, повод начать искать проблему в себе, погрузиться и разобрать наш футбол с самых основ и низов. Для этого он отправляется на самое дно российской первой лиги и заслуживает тем самым благодарность профессиональных футболистов.

Владимир Хозин, защитник ФК «Урал»:

Хорошо сняли, по футбольным моментам фильм очень хорошо двигается.

Столешникова приглашают стать главным тренером в новороссийском «Метеоре», вымышленном футбольном клубе, который только что поднялся из второй лиги в ФНЛ. Тут, конечно, Козловский, в каком-то смысле играет самого себя – московский золотой мальчик, суперзвезда, оказывается в глухой провинции, смотрит на всех недоуменно из серии «господи, и здесь люди живут» и вообще не понимает, чего от него хотят.

А в вымышленном новороссийском «Метеоре» соединились все самые мрачные представления о реалиях российского нестоличного футбола: «кумовство» – президентом клуба является дочка мэра Ирина Горбачева («Аритмия»), и взяточничество, полная зависимость от скудных региональных бюджетов, сомнительная квалификация персонала и не менее сомнительная мотивация самих футболистов, которые давно уже смирились со статусом неудачников и мальчиков для битья и скорбно отрабатывают номера до выхода по возрасту. С этим смирились уже даже унылые и обозленные болельщики, которые по инерции ходят на матчи, чтобы выплескивать там свою обиду и ненависть. А мэру города все это даже на руку – если команда снова вылетит, во второй лиге ее финансирование будет отнимать меньше у бюджета.

Андрей Егорычев, полузащитник ФК «Урал»:

То, что в российском футболе не все хорошо, это всем, наверное, известно. И то, что команда не нужна городу, мне кажется, во многих городах так. Тем более что сейчас говорят, что хотят запретить финансирование из бюджета. Хотят, чтоб были частные клубы. Но у нас пока нет таких клубов, как за границей, которые воспитывают своих игроков, потом их продают и за счет этого живут. Похоже на правду, во многих городах действительно никому не нужны команды.

Лишенные мотивации и перспектив, поддержки болельщиков и городской администрации, футболисты и тренеры толстеют и пьянствуют. Козловский первую половину фильма взвешивает и обнюхивает своих полузащитников, потом забухивает сам, потом встречает еще одного тренера-алкоголика, сосланного за пьянство в тренеры детской команды, персонажа Владимира Ильина («Макаров», «Сибирский цирюльник», «Ландыш серебристый», «Турецкий гамбит», «Время первых»). В общем, пьянству в «Тренере» уделяется очень много времени. Неужели повальный алкоголизм – печальная особенность российского регионального футбола?

Владимир Ильин, нападающий ФК «Урал»:

Ну это, наверное, просто они хотели добавить драматизма какого-то. Тренер тут показан очень эмоциональным. Такого, я думаю, что в футболе… Я лично не встречал. Ну и, конечно, то, что пьяным он пришел на тренировку, такого, надеюсь, не будет. Это фильм, конечно, а не жизнь. Приукрасили, я думаю. Я с таким не сталкивался, надеюсь, такого нигде нет.

Но Козловский был бы не Козловским, а ранним Быковым или поздним Звягинцевым, если бы просто ограничился чернушным перечислением болячек российского футбола или картиной того, как региональная рутина затягивает молодого московского героя, как он сдается и спивается вместе с местными. Это же все про преодоление. «Тренер» проходит несколько стадий трансформации, когда сталкивается с глухим сопротивлением тихого провинциального болота. Всем сидящим или даже тонущим в нем вполне комфортно. Столичный чемпион тут не нужен и всем только мешает прозябать в хвосте турнирной таблицы и проворачивать время от времени сомнительные договорняки – единственный способ принести какие-то деньги в семью.

Андрей Егорычев, полузащитник ФК «Урал»:

Команда «Метеор» больше похожа на команду из второй лиги или еще более низших дивизионов. В первой лиге такого, наверное, нет. Но здесь, видимо, показали, что команда просто борется за выживание. В низших дивизионах зарплаты действительно невысокие, но не знаю, я с таким не сталкивался.

На все остальное у Козловского, к сожалению, не остается времени и сил. Ну, то есть декларативно он, конечно, борется за то, чтобы «11 индивидуальных предпринимателей превратились в команду победителей», и это проговаривается в кадре, так что можно предположить, что в сценарии это намерение у Козловского было. Но за 2 часа 15 минут фильма мы успеваем кое-что узнать про перспективного, но трусливого игрока Зуева, а также имена вратаря и пары защитников, но остальная команда так и остается неким безликим объектом. В целом симпатичным, но не более того. Как моряки или солдаты – да они все прекрасные. Там, например, играют реальные футболисты Алан Гатагов и Дмитрий Сычев, но их персонажи не говорят ни слова, у них даже имен нет. Но зато становление самого Козловского мы наблюдаем по полной программе.

Он тут главный тренер, актер, режиссер, и это все про него, про то, как он преодолевает себя и тянет за собой команду неудачников, старого тренера-алкоголика, мажорную дочку мэра, еще какую-то местную медсестру-массажистку (ее сыграла нынешняя пассия Козловского Ольга Зуева) и толпу футбольных фанатов во главе с по обыкновению инфернальным гопником Александром Ильиным-младшим («Изображая жертву», «Царь», «Интерны»).

И то, что в финале этого становления тренера Столешникова и его «Метеор» ждет московский «Спартак», – лишнее тому подтверждение. Козловскому не очень интересны другие персонажи, им всем тут почти нечего играть. И классный Андрей Смоляков, и модная Ирина Горбачева, и гениальный Владимир Ильин вытаскивают «Тренера» на себе только за счет, выражаясь спортивным языком, индивидуального мастерства. А для Козловского это фильм-диалог с самими собой, актера Козловского с режиссером Козловским, и поэтому эта финальная игра со «Спартаком» приобретает сакральный характер, и победа в ней и есть то самое преодоление себя.

Владимир Хозин, защитник ФК «Урал»:

Ну, «Спартак» – это народная команда. Ощущения очень похожие. Когда финал Кубка выигрываешь, там эмоции просто зашкаливают. Даже когда просто игру выигрываешь.

В итоге получился, наверное, самый эгоцентричный фильм в истории российского кино, этакое «Быть Данилой Козловским», но это не то чтобы портит все дело, а просто придает ему неожиданный для фильма о футболе оттенок. И то, что должно было стать фильмом о победе сплоченной команды, стало фильмом о победе яркой пассионарной индивидуальности над серой инертной массой.

Владимир Ильин, нападающий ФК «Урал»:

Я думаю, это фильм о том, насколько в футболе все возможно, и опять же в связи с последними событиями (в финал кубка России по футболу 2018 года вышли дебютант премьер-лиги «Тосно» и Курский «Авангард» из первой лиги) это показывает, что фильм не на пустом месте снят, и такое имеет место.

Так что сопереживать и любить зрителю предлагается не футбол, команду «Метеор» или Родину, а лично Данилу Козловского, тренера, режиссера и просто хорошего парня. И в этом смысле у режиссера Козловского все получилось. По крайней мере, на уровне тренера Козловского.

Андрей Егорычев, полузащитник ФК «Урал»:

Фильм, наверное, больше не про футбол, а про отношения отца и сына, мужчины и женщины. Про любовь. Любовь к футболу, разную любовь.