Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

22 июля 2017, 10:00
«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Новый фильм Кристофера Нолана рассказывает историю эвакуации 335 тыс. англичан из разбитого фашистами британского экспедиционного корпуса. Это серьезное историческое событие, о котором вам может рассказать каждый английский школьник. В России о нем практически ничего не известно, и это не удивительно: гордиться тут, по нашим меркам, нечем.

Наконец-то! После гадких тачек, обезьяньих планет, чудо-женщин и прочих подростковых летних блокбастеров случилось взрослое событие. «Дюнкерк». Фильм с возрастным рейтингом 16+. У человека-паука, правда, тоже был 16+, но это нонсенс, курьез, ошибка.

А операция «Динамо», в результате которой из французского порта Дюнкерк спаслись 335 000 англичан из разбитого фашистами британского экспедиционного корпуса, — это серьезное историческое событие. В России оно не так хорошо известно, но в Великобритании каждый школьник знаком с историей этой трагедии: сколько англичан и французов спаслось, сколько попало в плен, сколько погибло, какие корабли и самолеты принимали участие в эвакуации и даже какие и сколько частных судов по призыву Черчилля отправились в Дюнкерк, чтобы забрать оттуда как можно больше своих.

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

Всего в операции «Динамо» было задействовано 693 британских военных корабля и судна. В их число входили крейсер «Калькутта», 39 эсминцев, 36 тральщиков, торпедные катера и канонерские лодки, а также «малый флот Дюнкерка» почти из 600 лодок, яхт, шхун и прочих маломерных судов. Помимо этого в эвакуации участвовали 168 кораблей союзников, включая 49 боевых кораблей французского флота. Всего около тысячи судов.

Кристофер Нолан сделал ставку именно на это. «Дюнкерк» — фильм очень достоверный, почти документальный, в смысле того, что снимался он на том самом пляже, британским режиссером, с британскими актерами, там даже часть кораблей — те самые исторические посудины, на которых англичане бежали в 1940 г.

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

За эпичность тут отвечает оператор Хойте Ван Хойтема, с которым Нолан работал над «Интерстелларом».

Конечно, есть и актерские работы, но они здесь минималистичны. Киллиан Мерфи, Марк Райлэнс, Кеннет Брана, Джеймс д’Арси и даже красавчик из британского бойз-бенда Гарри Стайлс почти все время молчат, а Том Харди вообще играет одними глазами, поскольку он летчик-истребитель и целый час летит в своем Supermarine Spitfire в гермошлеме.

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

Киллиан Мерфи снимался у Нолана в «Темном рыцаре» и «Начале».

Тут нет динамичных и психологически сложных диалогов, солдаты не травят байки, командиры не обсуждают планы победы над врагом и не призывают никого не сдаваться или умереть геройски. Никакого «отступать некуда — позади Лондон» тут нет.

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

Знаменитый собачий взгляд Тома Харди

Да и военных действий в смысле противостояния двух армий тут нет. В кадре вообще нет врага. Немцы тут выступают как некая жуткая, почти мистическая сила. Зритель слышит выстрелы, слышит, как летят пули, видит, как умирают люди, в которых эти пули попадают, видит немецкие истребители и бомбардировщики, слышит рев, с которым бомбы приближаются к земле, видит торпеды, которые стремятся к английским эсминцам, но не видит немецких летчиков, подводников или пехотинцев.

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

В ходе всей короткой французской кампании Британский экспедиционный корпус потерял 68 111 человек убитыми, ранеными и плененными.

В кадре только песок, море, сотни тысяч застывших в ожидании чудесного спасения молодых людей в униформе и смерть, бестелесная и беспощадная, которая поджидает их в воде, на земле и в воздухе.

По этому принципу повествование разделено на три части: одна неделя на земле — примерно столько времени заняла операция «Динамо» (с 26 мая по 4 июня 1940 г.); один день на воде — примерно столько занимал путь по морю из Дувра в Дюнкерк и обратно; и один час в небе — примерно на столько хватало горючего британским истребителям, прикрывавшим эвакуацию с воздуха.

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

Это тонет поп-идол британской молодежи, 23-летний певец Гарри Стайлз.

Все это смонтировано в 106 минут. Дотошно, скрупулезно, с математически безжалостной точностью. Это подчеркивает метроном композитора Ханса Циммера, музыкальное сопровождение напоминает тиканье часов, биение сердца, которое временами оглушает. Этому служит монотонная серо-голубая цветовая гамма оператора Хойте Ван Хойтема.

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

В фильме снялись молодые актеры Анайрин Барнард и Джек Лауден, известные по сериалу BBC «Война и мир».

106 минут англичане умирают от пуль и бомб, разбиваются, тонут и сгорают. Сходят с ума от ужаса и бросаются в море, пытаясь выжить, теряют человеческий облик и не церемонятся уже ни с союзниками-французами, ни даже со своими. Перед лицом смерти каждый сам за себя. И это все, конечно, жуть во мраке.

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

Сэр Кеннет Чарльз Брана и Джеймс Саймон д’Арси

Крутые британские моряки и летчики пытаются спасти эту обезумевшую массу людей, и они настоящие молодцы и герои. Но фильм не про героизм. По крайней мере в привычном для нас, русских, смысле. У нас ведь все больше про подвиги, про преодоление себя и противника. Что вообще эти 300 тысяч трусливо сбежавших британцев значат по сравнению с миллионами геройски погибших красноармейцев?

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

Сразу после завершения операции в своем выступлении в палате общин 4 июня 1940 г. премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнес фразу, ставшую крылатой: «Мы не должны характеризовать это спасение как победу. Войны не выигрываются эвакуациями».

Могли бы у нас сейчас снять фильм про то, как немцы разбили Красную армию в Белоруссии в 1941-м? Дали бы денег в министерстве культуры на скрупулезный рассказ про Киевский котел? Чтобы полтора часа наши бежали в ужасе, а немцы бы их расстреливали с безопасного расстояния. Вряд ли. Такое у нас никому не интересно. Чернуха, скажут. Где вообще ваш патриотизм?

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

В небольшой роли снялся сэр Дэвид Марк Райлэнс Уотерс, более известный как Марк Райлэнс —первый художественный руководитель в Шекспировском театре «Глобус» в Лондоне.

А у британцев с патриотизмом все иначе. И Нолан в финале рассказывает, как именно. Мирные английские жители встречают своих эвакуированных солдат как героев, ставят им пиво, кормят и благодарят, а те подавлены и спрашивают: «За что же вы нас благодарите, ведь мы же просто выжили!» Слепой старик раздает промокшим бойцам одеяла и говорит: «Выжить — это уже немало».

«Спасибо, что живой»: Павел Матяж — о британском патриотизме и героях Второй мировой в фильме «Дюнкерк»

Для молодого британского актера Фенна Уайтхеда это дебют в большом кино.

Вот, собственно, и весь пафос. «Спасибо, что живой». Кристофер Нолан блестяще справился с новым для себя жанром военной драмы и создал еще одно великое кино о Второй мировой, которое можно поставить рядом со «Спасением рядового Райана» Стивена Спилберга или «Тонкой красной линией» Терренса Малика. Ай да Нолан, ай да сукин сын!

Фото: kinopoisk.ru. Видео: «Русский трейлер»