Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Тур выходного дня: жернова времени, ракета, сбившая американского шпиона, и марсианский пейзаж

12 августа 2017, 11:30
Тур выходного дня: жернова времени, ракета, сбившая американского шпиона, и марсианский пейзаж
Фото: 66.RU
Чтобы увидеть все это, достаточно одной субботы, автомобиля с полным баком и хорошего настроения. От Екатеринбурга выдвигаемся на восток — в сторону Богдановича. Поехали!

Прежде чем тронуться в путь, акцентируем ваше внимание на слове «суббота»: музей, который мы хотим посетить в деревне Чудова (или Чудово — но об этом позже), в воскресенье и понедельник закрыт.

«Чудовы истоки»

До первой остановки на нашем туристическом маршруте чуть меньше 70 км по Тюменскому тракту. Нам нужна деревня Чудова. Да-да, исторически название заканчивается на «а», хотя на дорожном указателе и при въезде в сам населенный пункт название немного измененено: там значится «Чудово».

Фото: 66.ru

Деревня старше Екатеринбурга — впервые о ней упоминается в переписи Тобольской губернии 1719 года, но первое хоязйство здесь появилось еще раньше — в самом начале XVII в. В 1703 г. здесь поселилась крестьянская семья, глава которой носил кличку Чудо. Постепенно к хозяйству прибавилось еще одно, потом еще... Так и возникло поселение. В официальных бумагах оно получило название «деревня Чудова» и склонялась соответственно: нет Чудовой, вижу Чудову... Но единообразие берет свое: для русского языка привычнее Чудово — это название и попало на табличку.

Чудова — деревенька небольшая, официально в ней проживают всего... 8 человек. Но достопримечательностей и разных памятников здесь чуть ли не больше, чем домов. И всё благодаря одному человеку — Виктору Овчинникову. Именно он основал здесь музейно-туристический комплекс, в котором сейчас собраны экспонаты, представляющие более 70 направлений истории Урала. Здесь есть и предметы крестьянского быта середины XIX в., и поделки из полудрагоценных уральских камней, и ископаемые фрагменты костей мамонта, и воинское оружие, и небольшое собрание раритетных автомобилей, и, конечно, немаленькая коллекция богдановичского фарфора.

Виктор Овчинников, основатель музея «Чудовы истоки»:

— Сам я житель Екатеринбурга, работаю энергетиком. В начале 2000-х приобрел дом в этой деревне. Понравилось метоположение — прямо по дервене идет граница Урала и Сибири — и окружайщий пейзаж. Открывать музей я не собирался — как-то само так вышло. Однажды по случаю купил старинный ухват, потом в доме появились горшки, чугунки. Друзья, узнав о моем увлечении, стали дарить мне старинные предметы быта. Со временем коллекция так разрослась, что я подумал о музее.

Фото: 66.ru

В прошлом году в Чудове установили стелу, отмечающую границу Урала и Сибири. По легендам, которые хранят немногочисленные местные жители, территория, где сейчас находится деревня, была предметом споров четырех разных народов. Тобольские татары, башкиры, вогулы и русичи пытались укорениться на этой земле.

Музей «Чудовы истоки» включает в себя несколько объектов: кузню, музей истории и быта народов Урала и Сибири, открытые экпозиции гужевого транспорта и автомобилей 50-х гг., а еще — музей уральских ракетчиков.

Фото: 66.ru

Памятник ракетчикам — первое, что видишь, когда попадаешь на территорию музея. Его установили 1 мая 2015 г. — ровно через 55 лет после того, как в деревню Чудова упали остатки советской ракеты, сбившей иностранный самолет. А многочисленные жернова, стоящие у забора музея (кстати, сделанного по принципам строительства сибирских хозяйств), — своеобразый символ. «Это жернова времени. Время перетирает всё, кроме истории», — уверен Виктор Овчинников.

История об американском шпионе

Это случилось в разгар холодной войны. В середние 50-х гг. американцы создали самолет-разведчик U-2, который мог летать на больших высотах — свыше 20 км. Разработчики считали, что он будет недоступен для советских войск — его не смогут ни обнаружить, ни уничтожить. U-2 мог развивать скорость до 800 км/ч и был нашпигован фотооборудованием, чтобы вести съемку вражеских территорий. Пилотировали разведчик летчики из специально созданного отряда «10–10». Одним из самых опытных был Гэри Пауэрс.

Именно он 1 мая 1960 г. пересек на U-2 воздушную границу Советского Союза. Самолет должен был пролететь по маршруту Пешавар (Пакистан) — Аральское море — Свердловск — Киров — Плесецк — и приземлиться на аэродроме Буде в Норвегии. По дороге Пауэрсу надлежало сфотографировать несколько промышленных и военных объектов, в том числе закрытый город Челябинск-49 — современный Озёрск, родина ядерного комбината «Маяк».

Но планы рухнули. Советские ПВО засекли U-2 сразу после того, как он пересек границу в районе таджикского города Кировабада. Пока об инциденте доложили Хрущеву, пока принимали решения, разведчик уже пролетел над Магнитогорском, Челябинском и входил в воздушное пространство Свердловской области. Вначале предприняли попытку таранить самолет, но она оказалась безуспешной: советский истребитель, получив неверную наводку с земли, не сумел обнаружить U-2 и вернулся на базу. Тогда решили ликвидировать американский самолет ракетами «земля — воздух».

Первая выпущенная ракета повредила двигатель самолета, хвостовое оперение и крыло. Следом выпустили еще несколько ракет. Значительных повреждений самолету они не нанесли, однако избежать падения было уже невозможно. На высоте по одним источникам 10 км, по другим 5 км летчик катапультировался, и сразу после этого самолет был полностью уничтожен еще одной ракетой.

Фото: 66.ru

Фрагмент одной из ракет, выпущенных в тот день по вражескому самолету, упал в деревне Чудове. Через много лет, узнав об этой истории, Виктор Овчинников решил отдать дань памяти зенитчикам и летчикам, выигравшим этот бой. Он нашел списанную ракету комплекса С-75 — из такого и сбили американский самолет — и установил ее в Чудове.

А Гэри Пауэрса, катапультировавшегося из U-2, конечно же, повязали. Сделали это жители деревни Косулино, где приземлился американский пилот. При задержании Пауэрс не сопротивлялся. Связанного шпиона доставили в Свердловск на автомобиле «Москвич-408».

Фото: 66.ru

Этот «Москвич» стал еще одним экспонатом музея в Чудове. Да еще положил начало коллекции раритетных автомобилей.

Вход в музей в Чудове бесплатный. Закладывайте не меньше двух часов на его осмотр — коллекция действительно очень интересная, причем и взрослым, и детям. Экспонаты можно осматривать самостоятельно, а можно присоединиться к экскурсии — они проходят в 10:00, 11:30, 14:00 и 15:30.

Космос далеко? Космос рядом!

Если вы поклонники музейного отдыха, следующим пунктом вашего маршрута может стать сам Богданович. Здесь можно заглянуть в краеведческий музей (правда, его экспонаты во многом перекликаются с коллекцией «Чудовых истоков»). А еще посетить расположенный рядом музей Степана Щипачева — мемориальный комплекс, посвященный известному советскому поэту.

Фото: 66.ru

Помните строки из советского детства: «Как повяжешь галстук, береги его. Он ведь с красным знаменем цвета одного»? Их автор — Степан Щипачев. А еще он известен как автор разгромной статьи в «Литературной газете» против Александра Солженицына. Также он выступал против академика Сахарова.

Если же после посещения «Чудовых истоков» в голове засело слово «ракета», отправляйтесь в поселок Полдневой — он расположен примерно в часе езды от Чудова: до Богдановича едем по Тюменскому тракту, там сворачиваем направо по указателям на Троицкое и Байны. В Байнах будет указатель на Полдневой.

Фото: 66.ru

По дороге между небольшими уральскими селами, чуть ли не в чистом поле, можно увидеть таксофон. Вполне рабочий: по нему можно звонить с помощью специальных карт или бесплатно — на экстренные номера. Эти аппараты можно увидеть в самых труднодоступных местах области. Связь обеспечивает «Ростелеком». Где возможно — это делается с помощью проводов, а где-то по спутниковой связи. В Каменске-Уральском для этого установлена огромная, 9 м в диаметре, «тарелка» — Центральная земная станция, которая обеспечивает спутниковой связью весь УрФО, а также удаленные районы Курганской области и Пермского края. По спутнику передают не только голос — станция обеспечивает и интернет-связь. С ее помощью, например, идет видеонабюлюдение за ЕГЭ в труднодоступных поселках.

Кстати, космос — это как раз то общее, что связывает Полдневую и ракеты. В сознании, пожалуй, большинства носителей русского языка слово «ракета» ассоциируется в первую очередь с полетами за пределы земной атмосферы, тип снаряда — на втором плане. Что же космического в Полдневом, спросите вы. Пейзажи.

Фото: 66.ru

Буквально в паре километров от Полдневой — заброшенные карьеры с совершенно неземным пейзажем. В сухую погоду здесь растресканная земля разных оттенков, в дождливую — лужи с разноцветной водой.

Марсианский ландшафт в Полдневой, конечно, дело рук человеческих. Это отработанные участки Троице-Байновского глиняного месторождения. Здесь добывают особые огнеупорные глины. В небольших объемах разрабатывать месторождение начали еще до Революции, но основное освоение началось в 30-е гг. ХХ в. — как раз тогда в Богдановиче построили завод по производству огнеупоров.

Фото: 66.ru

В Доме культуры поселка Полдневой есть свой небольшой музейчик. Если за пару дней до поездки позвонить по тел. (34376) 5–18–32, можно договориться о небольшой экскурсии. Работники Дома культуры не только расскажут, как в Полдневом добывали глину, но еще и напоят чаем с пирогами — это обязательный пункт экскурсионной программы.

Раньше глины в Полдневской залежи добывали с помощью взрывов — поэтому архитектура карьеров весьма причудлива. Разноцветье гор и впадин объясняется разным минеральным составом глин: в некоторых присутсвует пирит — он дает красноватые оттенки, в некоторых слюда и кварц — они искрят на солнце.

Это место — настоящий клад для фотографов. Особенно хорошо оно в жаркую погоду, когда растрескавшаяся на солнце глина напоминает марсианские почвы (как мы их себе представляем). В дождливый день некоторые участки больше похожи на лунную поверхность. Карьеры облюбовали чайки, их крики и стремительные полеты добавляют месту еще больше инопланетного антуража.

Один из карьеров вполне пригоден для купания — при желании и хорошей погоде здесь вполне можно остановиться на ночевку с палатками.

Фото: 66.ru

После сильных ливней на карьеры лучше ехать на внедорожниках: глинистая почва дает о себе знать. В сухую погоду проехать к «Марсу» можно и на легковушке.

для