Взрослые делятся на две категории: одни — люди рациональные, на чудеса не ведутся, считая их фокусами; у других до старости в известном месте играет детство, и они восторгаются буквально всем, чуть-чуть похожим на сказку. Я — из второй категории, до сих пор пишу письма Деду Морозу. И объективно оценивать сказочные развлечения не могу: слишком много восторгов. Чтобы моя восторженная эмоциональность все-таки не помешала объективности, на «ЭкспоЁлку» мы поехали с дочкой: в моем 12-летнем подростке скепсиса хоть отбавляй — отличный лакмус для реальной оценки. Я попросила ее поделиться впечатлениями от увиденного. Этот репортаж — полностью ее заслуга.
Детский взгляд на «ЭкспоЁлку»
Новогодние представления обычно рассчитаны на детсадовцев и младших школьников. Это раньше я была рада, когда мама приносила мне билеты на елку, мы придумывали и делали костюм, я учила стишки для Деда Мороза. Сейчас на такие мероприятия меня заманить трудно. И на «ЭкспоЁлку» я ехала не в лучшем настроении.
|
---|
Главная ёлка города — примерно в получасе езды от центра города, в «Экспоцентре». При въезде придется немного постоять — машину тщательно осматривают: проверяют багажник, заглядывают в салон. Работает елка до 10 января включительно: 1 января с 11 до 22 часов, все остальное время — с десяти утра до девяти вечера. |
Развлечения разделены на две части: снаружи и внутри. Снаружи — несколько горок разной высоты. Одна из них — достаточно большая, с нее интересно катиться. Также есть каток с прокатом коньков, если вы забыли свои. Хотя официальное открытие елки уже прошло, пока киосков и развлечений на улице немного. Говорят, с 1-го числа будет в разы больше.
При входе в павильоны вас снова досматривают — приходится вынимать из карманов телефон, ключи, показывать, что в рюкзаке. Если народу много, образуется небольшая очередь. Но я понимаю, что это в целях безопасности, так что можно потерпеть. Тем более что досмотр проходит быстро.
|
---|
Ёлка в вестибюле очень красивая! Такие здоровские пряничные человечки! Кстати, это уже вторая ёлка — первая стоит прямо на катке. Есть еще и третья — в зале с развлечениями. |
Все основные развлечения расположены в одном павильоне. Первое, что бросается в глаза, — какое-то нереальное количество батутов. Их тут великое множество: побольше, поменьше, покрасочнее… Самый большой — дракон, который достает чуть ли не до потолка (а он тут очень высокий!). Еще много прыгалок, есть качели — такие, которые с бешеной скоростью крутятся в разных направлениях, в том числе и вниз головой. Мама такие обожает, а я не люблю.
Зато тут есть и такие развлечения, которые мне по душе: разные мастер-классы, небольшой планетарий (правда, в нем песенка дурацкая и непонятно зачем в конце включают надпись «С днем рождения!»). Для любителей динозавров — отдельный павильончик, в котором по часам идут представления с динозавром-роботом.
|
---|
Меня заинтересовал научный центр — я там минут 40 ходила: нам показывали разные научные чудеса, типа шара Теслы и полиспаста. Там столько всего интересного! Я даже все посмотреть не успела — мама меня вытащила. |
Есть в зале несколько виртуальных аттракционов не для слабонервных. Я попробовала — и до конца не выдержала, мне стало страшно. Встаешь на платформу, на тебя надевают специальные очки, ты смотришь на экран компьютера — и оказываешься в виртуальной реальности: сидишь на качелях, которые поднимаются на огромную высоту и тоже бешено и в разные стороны вращаются.
|
---|
Ощущения очень реальные, слишком реальные. Если вы боитесь высоты, вам сюда не надо. Это действительно страшно! Зато любители адреналина, как моя мама, останутся довольны: она в отличие от меня каталась на качелях все три минуты. Со стороны забавно наблюдать, как она приседает и визжит. Но меня на такой аттракцион больше не заманишь! |
Однако все эти развлечения, аттракционы и мастер-классы — это как бы такое обрамление главного действа «ЭкспоЁлки» — спектакля с трудно произносимым названием «Рапунцель против Румпельштильцхена». Это настоящий театральный спектакль, а не обычные для елок представления, где мальчик и девочка спасают подарки и Деда Мороза. Здесь никаких «ёлочка, гори», Бабы Яги, похитившей Снегурочку, и прочей детской чепухи.
|
---|
Этот спектакль сделан по сказкам братьев Гримм и помимо «ЭкспоЁлки» идет на сцене Учебного театра. Правда, для новогодних выступлений он адаптирован под более младшую аудиторию. А вообще изначально рассчитан на подростков. Все это нам рассказал после спектакля его режиссер Александр Блинов. Он очень крутой! Такой зажигательный! Я хочу стать режиссером и раздумывала о карьере в кино. Но после разговора с Александром Александровичем подумала, что театр — это тоже здорово. |
Но вернемся к спектаклю. В сценарий легли сразу несколько сказок из сборника братьев Гримм. Как рассказал режиссер, в действительности те сказки, что в свое время собирали немецкие фольклористы, — очень страшные и совсем не детские. Пришлось постараться, чтобы сделать из них не хоррор, а этакую лав-стори, где, понятное дело, добро побеждает зло. Сюжет таков: Рапунцель, которая живет в башне страшной ведьмы под присмотром служанки Эльзы, освобождает из заточения принц Ансельм. Но как раз когда они собираются бежать, прилетает страшная ведьма. В итоге Рапунцель и Эльза бегут, Ансельм остается сражаться с ведьмой…
|
---|
Ансельма можно было бы назвать прекрасным принцем, но для принца — неформат: ни белого коня, ни роскошных нарядов. Судя по всему, в сказку с Рапунцель он попал из нашего времени и даже, может, из нашей страны. В рюкзаке — катана, которой обычно сражаются в компьютерных играх. |
Дальше рассказывать не буду, потому что смотреть будет неинтересно. А посмотреть спектакль стоит! И дело вовсе не в сюжете. Он как раз обычный: внезапно возникшая любовь до гроба, разлука, всяческие трудности, но в конце концов герои будут вместе, добро победит зло. Заезжено до легкой тошноты. Хотя для детей лет шести-девяти вполне нормально.
Главное в «Рапунцели против Румпеля» — формат сказки.
|
---|
Представление крайне необычно: в спектакле пересекаются театр, кино и мультипликация. Актеры появляются вначале на экране, затем перемещаются на сцену, прыгают из окон, дракон вылетает из-за кулис, хотя только что был на экране… |
Совмещение виртуального и реального пространств не единственная фишка спектакля. В нем много акробатических трюков, смешных реплик, пародий на современную сцену — к примеру, король Любовик VI появляется в сказке под рэп в духе Prodigy.
Вообще отдельное спасибо режиссеру за саундтрек — никаких «В лесу родилась елочка». Зато Румпельштильцхен выходит под замечательную песню. Как потом рассказал Александр Александрович, это Том Уэйтс. Я с его творчеством была не знакома, но после представления сразу закачала себе несколько песен.
|
---|
Ансельм на сцене сражается с монстрами на экране. Когда сцена окончилась надписью Game Over — зал рухнул. |
|
---|
Любое появление Румпельштильцхена сопровождается изменением сознания у героев спектакля. Выглядит это и забавно, и страшно одновременно. |
Режиссер спектакля Александр Блинов сам крайне рад был ставить этот спектакль, как, впрочем, и актеры — ученики 4-го курса Театрального института.
Александр Блинов, режиссер:
— Они вживаются в свою роль. В сцене с принцем Рапунцель плачет по-настоящему, это реальные слезы — только так можно вызвать отклик у зрителя. А отклик — это главное в спектакле, ведь сейчас дети привыкли к полнометражным фильмам и мультфильмам с кучей спецэффектов, которые делаются по году группой до двухсот человек и на которые затрачивается бюджет маленького города. Мы постарались работать в таком же формате, но применительно к театру. Средств, конечно, у нас меньше, зато есть связь со зрителем. Когда актер на сцене, он должен играть так, чтобы был живой отклик, чтобы дети смотрели и радовались. Или двести тысяч долларов — или живой отклик.
Нисколько не жалею, что сходила на «ЭкспоЁлку»! Сегодня обязательно заброшу свой отчет в группу нашего класса «ВКонтакте». Думаю, мы в каникулы все вместе выберемся сюда. А еще поняла, что хочу посмотреть «Рапунцель против Румпеля» не в новогоднем варианте, а в том, что идет в Учебном театре. Там, правда, меньше спецэффектов — видео и 3D-присутствие были сделаны специально для «ЭкспоЁлки», но зато он и не такой усипусечный. Тем более что я все время хожу мимо Учебного театра в Дом творчества, в фотошколу, а там еще ни разу не была.
И пара взрослых слов
Организацией главной ёлки города в этом году занималась Корпорация развития Среднего Урала — это материнская компания, владеющая 54% Уральского выставочного центра. Мероприятие, кстати, сменило бренд: раньше оно называлось «ГлавЁлка», а с этого года — «ЭкспоЁлка». Новогодний городок обошелся КРСУ в 20 млн руб. — сравнительно небольшая сумма: в иные годы расходы доходили до 70 млн руб. Для организации развлечений и питания на площадке КРСУ привлекло более 50 компаний, причем поставщики аттракционов арендной платы за размещение не вносят.
Сергей Васильев, заместитель генерального директора по маркетингу
ОАО «Корпорация развития Среднего Урала»:
— Мы предложили такую схему: компании размещают аттракционы, аренды не платят, но мы берем определенный процент с оборота. Это удобно и для той, и для другой стороны: поставщики развлекательных услуг не несут рисков по аренде, и в то же время они заинтересованы в предоставлении качественных развлекательных услуг. Ведь чем больше к ним идет людей, тем выше их оборот.
По словам организаторов, за пять дней работы («ЭкспоЁлка открылась 25 декабря) новогодний городок посетили более 10 тысяч человек. При этом с 25 по 30 декабря мероприятия в основном работают по соцпрограмме — бесплатные билеты на мероприятия получили более 3500 тысяч детей-инвалидов, ребятишек из малообеспеченных семей, тех, кто живет в детдомах и интернатах. А с 1 января 2016 г. «ЭкспоЁлка» будет активно оказывать свои услуги всем желающим. Кстати, вход в новогодний городок — бесплатный. Платить нужно только за аттракционы и за спектакль.
Текст: Валерия Кичигина и Анастасия Фортуна. Фото: Татьяна Гордеева для 66.ru