Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

#Ёбург_бандиты: публикуем новеллы из книги Алексея Иванова

5 января 2014, 17:00
#Ёбург_бандиты: публикуем новеллы из книги Алексея Иванова
Фото: архив 66.ru
Новая книга главного уральского писателя выйдет только в марте 2014 г., а на Портале 66.ru мы будем публиковать отрывки из нее в течение всех новогодних каникул. По одной новелле в день — о жизни, героях и судьбах Екатеринбурга на рубеже XX–XXI веков.

Документальную книгу «Ёбург» выпустит издательство «АСТ» (под редакцией Елены Шубиной). В ней 100 новелл, в которых Иванов смог уместить 20 последних лет истории Екатеринбурга. Мы уже опубликовали несколько историй о героях Ёбурга: двух культур-антонимах — художнике-дворнике Старике Букашкине и поэте-песеннике Александре Новикове, а также новеллу о захвате афганцами Лебедева жилых домов и полпредом — Дворца пионеров. Вчера было изгнание Эдуардом Росселем дьявола из Антона Бакова, сегодня рассказ пострашнее — о бандитах 90-х, а точнее — об убийстве лидера «центровых» Олега Вагина.

Завтра была война

Олег Вагин, лидер екатеринбургской ОПГ «Центр», в 1992 году купил себе квартиру в элитном доме № 11 на улице Жукова, где жил сам губернатор Эдуард Россель. Вагин знал, что ему объявили вендетту уралмашевцы, разъяренные убийством Григория Цыганова, и думал, что враги нападут из-за угла с финкой. Но ОПГ «Уралмаш» целый год готовилась к тотальной войне.

Группировку возглавил Константин Цыганов, старший брат убитого лидера. Организацией силовых акций занимался уголовник Сергей Курдюмов. За кражи он отсидел 12 лет и на зонах люто возненавидел всю эту «синюю» блатату, всех этих воров типа центровых. «Уралмаш» назначил Курдюмова командиром своего «эскадрона смерти». Обозленные враги, объясняя победы Курдюмова, потом запустят сплетню, что Курдюмова в тюрьме «опустили» и на ягодицах у него выколоты пиковые тузы, потому он и мстит «синим», истребляя авторитетов.

Курдюмов набрал около трех десятков бойцов и начал их тренировать. Базой боевиков стала фирма «Сплав Limited» на окраине Ёбурга: бойцы числились здесь сотрудниками. Личный состав этого спецназа делился на звенья-«боёвки», бойцов обучали профессионалы армии и МВД: тактика боестолкновений, радиоперехват, взрывное дело, слежка. Дисциплина была железная, оплата — супер: наблюдатель получал 1000 баксов в месяц, стрелок — 3000. А про какую-то там мораль бойцам приказали забыть: бывало, что наблюдатели «брали в аренду» чужих детей — маскировали дозор под прогулку папаши с ребенком; бывало, что в акциях получали ранения обычные прохожие. По легенде, для культурного досуга бойцов Курдюмов привозил на «Сплав» российских поп-звезд той эпохи.

Выхода из этого спецподразделения не существовало. Потом следователи смогут доказать 27 убийств, совершенных «бандой Курдюмова», из них 8 убийств — казни своих товарищей. Кто-то провалил задание, кто-то нарушил устав. Один из «спецназовцев» похвастался подвигами перед девушкой — бойца задушили, и его девушку тоже. Двух других бойцов заподозрили в измене — и всем напоказ расстреляли, а тела бросили в траншею строящейся автодороги под асфальт.

Осенью 1992 года спецы Курдюмова начали слежку за Вагиным: выясняли его маршруты и распорядок дня. 23 октября возле подъезда Вагина припарковался скромный грузовой «Москвич»-«сапожок». Он стоял с пустой кабиной, не вызывая подозрений. Но в железном фургончике сидели и вели наблюдение два киллера, сидели тише мыши трое суток, почти не шевелились, почти не дышали.

И вот 26 октября в 10 часов утра Олег Вагин с тремя телохранителями вышел из подъезда. Киллеры выскочили из «Москвича» на тротуар и сразу ударили из автоматов. Два бодигарда повалились, как снопы, третий прыгнул и прикрыл босса грудью. Вагин бросился к ближайшей арке — к проходу на улицу, но в этой арке появился еще один киллер с «калашом» и переполосовал лидера центровых. Четыре жмура в дорогих костюмах лежали в лужах крови. Киллеры аккуратно разбили им черепа контрольными очередями и побежали к поджидающей машине.

Так определился стиль «Уралмаша»: косить врагов под корень, убивать как-то чудовищно, дерзко и нагло, чтобы у всех ноги подгибались. Не снайпер с единственным беззвучным выстрелом, а несколько громил, которые прямо на улице при всем честном народе поливают жертву автоматным огнем от живота.

Вагина и его охранников похоронят на Широкой Речке. Их погребение станет самым роскошным ансамблем кладбища: мемориал из яшмы, гранита и мрамора; семиметровое распятие; бронзовые бюсты покойных, а перед каждым бюстом — свой личный вечный огонь. Потом к этому мемориалу присоединятся памятники другим лидерам центровых, которых безжалостно грохнул «Уралмаш». И получится «аллея славы» ОПГ «Центр», душераздирающая от надрывной кичухи.

Мемориал Олега Вагина и его охранников на Широкореченском кладбище. Фото: Юлия Зайцева

И началась война группировок. Место Вагина в ОПГ «Центр» занял Сергей Долгушин — новый директор бизнес-клуба «Глобус». Он приказал разработать покушение на командира «Уралмаша». По легенде, центровые задумали сбить самолет с Цыгановым, когда Цыганов куда-нибудь полетит, и купили ракетную установку. Но агенты Курдюмова узнали про эти планы и подготовили засаду.

3 марта 1993 года боевик Коха, который вел наблюдение у дома Долгушина, сообщил, что охрана готовится встречать кортеж центровых. Бойцы Курдюмова бросились по «тачанкам». Они ворвались во двор Долгушина вслед за кортежем, выскочили из машин и сразу открыли ураганный огонь по лимузинам, пока охрана у дома не опомнилась. Люди в салонах полегли друг на друга. Уралмашевцы нырнули обратно в свои тачки. «Коха, ты с-сука!» — узнав стрелка, крикнул вслед налетчикам кто-то недобитый из дымящегося лимузина. У курдюмовцев не было времени вернуться и сделать «контрольники», и Курдюмов пулей уложил Коху.

4 марта уралмашевцы узнали, что Долгушин выжил: он лежит в больнице № 24 в реанимации, подключенный к аппаратам, а у палаты стоит охрана. Тогда бойцы Курдюмова пробрались на подстанцию и обесточили сразу всю больничку. Аппараты отрубились, и Долгушин из комы плавно отчалил на тот свет.

Война группировок не исчерпывалась ликвидацией лидеров. Отстреливали бригадиров, валили «быков», взрывали «тачилы» и конторы, убивали коммерсов. Милиция не могла справиться с группировками, не могла расцепить дерущихся тиранозавров. А РУБОП попытался унять драку выстрелом в сердце ящера.

Константин Цыганов, лидер ОПГ «Уралмаш», числился гендиректором ТОО «Интерспорт». 29 апреля 1993 года рубоповцы пулей разбили телекамеру слежения и вломились в офис «Интерспорта» во Дворце культуры Уралмашзавода, положили всех на пол и надели наручники Цыганову и его помощникам.

Фото: ura.ru

Власть решила, что теперь криминал отступит. Он, вроде, и отступил — но так отступают морские воды, чтобы вскоре вернуться к берегу высокой волной цунами. «Уралмаш» в одиночку пошел в атаку на всех: на ментов, на центровых, на «синих», на афганцев, на чертей, на Господа Бога. Эти парни с заводских окраин, одетые в спортивные костюмы и кожаные куртки, были desperado: храбрые и безжалостные. И еще они надеялись, что они бессмертные.

Завтра мы продолжим криминальную тему новеллой о капитане Юрии Альтшуле (командире разведроты спецназа ГРУ, нашем Рэмбо) и рейдере Павле Федулеве (манипуляторе, командире убийц, нашем Мориарти).