Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Дикари. Юлия Чичерина — о мертвых озерах и живых тибетских монахах

4 января 2014, 10:00
Бросить все дела и умчаться в Тибет... на машине. Да, это в стиле Юли Чичериной. Можно даже подпевать: «Ветром в голову надула-а...».

Давняя русская поговорка гласит: готовь сани летом, а телегу — зимой. И если вы никуда не уехали на январские каникулы, то это отличный повод задуматься о предстоящем отпуске. К тому же, если спланировать отдых заранее, то можно изрядно сэкономить на перелете и аренде жилья. Мы подготовили для вас новую серию пошаговых инструкций. В новой серии «Дикарей» расспрашиваем Юлию Чичерину о том, как ей удалось добраться до Тибета на собственном автомобиле.

Исколесить пол-экватора

«Если бы путеводитель по Тибету составляла я сама, то включила бы в него весь свой маршрут Москва — Тибет — Москва», — рассказывает Юля. Да, многие уже бывали в Тибете, но почти все обычные люди летят самолетом, а она отправилась в путь из Москвы на своем внедорожнике, на нем же и передвигалась по тибетским культовым местам. «Сразу предупрежу, если кто-то захочет повторить мой немного сумасшедший опыт: это достаточно дорого, очень опасно и почти невозможно», — говорит певица.

Точно посчитать, сколько ехать километров от Москвы до Лхасы (столицы Тибетского автономного округа), — непросто. Даже всеумеющие google maps не прокладывают этот маршрут. Из ближайших населенных пунктов показывает дорогу только до Бутана. Судя по бортовому компьютеру, мы проехали почти 18 тысяч километров. А это, считай, половина экватора.

Самая серьезная статья расходов Юлиного странствия выпала как раз на подготовку внедорожника и необходимого пакета документов. Но даже если машина технически готова и все документы на руках, просто так покататься по Тибету не удастся: передвигаться на своем автомобиле без проводника запрещено. Обязательно нужно сопровождение местного проводника. За два с половиной месяца путешествия Юля сменила шестерых проводников, среди которых был даже русскоязычный.

На этом Land Rover Defender прошел нелегкий путь из Москвы в Тибет и обратно в российскую столицу.

«Вообще путешествовать на автомобиле по другой стране — это очень большой риск. Много было острых дорожных впечатлений, — признается Чичерина. — Представь, ты едешь по дороге и резко поднимаешься на высоту не ниже 4 000 метров над уровнем моря. С такими перепадами не избежать горной болезни в любом случае. И в этот момент ты не знаешь, что будет дальше: ты можешь умереть от отека легких, и тебе никто не поможет. Вертолеты туда не летают, а спустить быстро тебя все равно не смогут. Для меня это было целое испытание».

Под крышу мира

«Тибет — крыша мира и скопление мест силы. Он притянул меня к себе. За два месяца я увидела живое и мертвое озера Ракшас Тал и Манасаровар, посетила волшебную гору свастики Кайлас, побывала в королевстве Гуге, увидела золотого Будду в Шигатсе, дворец Потала в Лхасе и еще много всего прекрасного», — рассказывает Юля.

Если верить мифам, озеро Ракшас Тал было создано повелителем ракшасов — демонов-людоедов и злых духов — Раваной. В народе его зовут мертвым озером. В его соленой воде издревле не водятся ни водоросли, ни рыба.

Рядом с мертвым Ракшас Талом есть живое озеро Манасаровар. Тибетцы считают, что его создали боги. Вода в нем свежая и пресная, и живность в «божественном» озере обитает спокойно, в отличие от соседнего Ракшас Тала.

Манасаровар имеет круглую форму, а Ракшас Тал вытянуто в виде полумесяца. В преданиях говорится, что это символизирует свет и тьму. Фото: ezoclub.org

К озеру Манасаровар приходят паломники. Чтобы избавиться от грехов, люди купаются в озере и пьют его воду.
Некоторые даже уверены, что Манасаровар и есть легендарное озеро Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. Но это все догадки и древние предания, проверить их невозможно. Можно лишь верить или не верить в них — каждый решает сам. Но независимо от этого решения посмотреть на озеро интересно. Чего стоит хотя бы тот факт, что оно располагается на высоте почти пять тысяч метров над уровнем моря — это одно из самых высоких озер мира.

Кругом озер, да и вообще по всей горе Кайлас расположены монастыри.

Оба эти озера зиждятся на горе Кайлас. Ее называют «Горой свастик». Южный склон горы от вершины и до подножия аккурат посередине прорезан ровной прямой расщелиной. На закате игра теней создает на поверхности южной стороны Кайласа изображение знака свастики — солнцеворота. Этот древнейший символ виден за десятки километров. А самое удивительное, что точно такая же свастика находится на вершине горы. Здесь она образована хребтами Кайласа и руслами четырех рек: Инд — с севера, Карнапи (приток Ганга) — с юга, Сатледж — с запада, Брахмапутра — с востока.

Кайлас называют «Горой свастик».

Эту гору с древности считали не просто особенной — священной. Сегодня к ней приходят миллионы паломников со всего мира. И если в столицу Тибета (Лхасу) можно прилететь на самолете любому туристу без подготовки, то чтобы обойти вокруг священной горы Кайлас — нужно долго готовиться.

От подножия Кайласа Юля отправилась в королевство Гуге. По мнению многих, именно там была скрыта мифическая страна Шамбала — царство просветленных и умных людей.

Сегодня на месте некогда могущественного королевства Гуге лежат лишь древние руины. Вокруг — пустыня, которая кажется бескрайней. Европейцы тут бывают нечасто.

Столица Тибета — Лхаса — более популярное место у туристов.

Внешне Лхаса похожа на обычный китайский город. С гостиницами, офисными зданиями, торговыми центрами и автомобильными заторами. Фото: poezdkin.com

Мудрые тибетцы, впрочем, строили торговые центры, не снося при этом исторические памятники. Когда подходишь к огромному дворцу Потала, кажется, что на дворе вовсе не XXI век, а гораздо-гораздо более ранний период истории.

Потала — уникальный древнейший дворец в Лхасе, расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко. Фото: masterok.livejournal.com

Дворец нереально большой — общая площадь дворцового комплекса составляет 360 тыс. кв. метров. Для сравнения, это 36 площадей 1905 года.

«Но больше всего за поездку меня поразили даже не огромные храмы и золотые статуи, а близость звезд на ночном небе Тибета и одухотворенность ползущих паломников, молящихся, простирающих руки…. и страшная горная болезнь», — вспоминает Юля.

Сказка как результат

В течение двух месяцев путешествия по Тибету Чичерина собирала материал для своей видео-музыкальной сказки, работа над которой сейчас в самом разгаре. «Это сказка о странствии, поиске счастья и спасении мира, — объясняет она. — Земле грозит смертельная опасность — летит комета, и моя героиня отправляется на поиски волшебной страны в самых высоких горах, где живут маги, которые управляют движением небесных тел. На пути ей придется преодолеть свои слабости: алчность, трусость, гордость и злость, познать время и победить себя, умереть, заново родиться и понять, что такое счастье. В сказке встречаются персонажи из тибетской мифологии, и конечно, все это переплетается с реальностью из путешествия по Тибету на автомобиле. Гора Кайлас, мертвое и живое озера Ракшас Тал и Манасаровар, королевство Гуге, Лхаса и другие впечатления. Это и есть реалити-арт».

Дорогое удовольствие

Мы подсчитали бюджет самостоятельного путешествия в Тибет. Не столь длительного и экстремального, как у Юли Чичериной, но все равно вышла внушительная сумма. Впрочем, что все эти деньги в сравнении с просветлением?

Добраться до Тибета можно несколькими путями. Во-первых, прилететь сразу в Лхасу (аэропорт Гонггар). Во-вторых, приехать на машине, автобусе или поезде из Китая. И, наконец, через Непал. Заодно посмотреть на Катманду.

Есть, правда, одно маленькое «но». Сколько времени займет такое самостоятельное путешествие по нескольким странам и какое количество непредвиденных преград возникнет по пути, сказать трудно. Хотя экстремалов это только возбуждает.

Если запас адреналина в крови и календарный отпуск ограничены, лучше идти путем наименьшего сопротивления и лететь сразу в Лхасу. На перелет придется потратить не меньше 40 тысяч рублей. Судите сами: сейчас самые дешевые билеты на декабрь стоят 1 181 доллар США (Air China). Лететь придется полтора, а обратно — и вовсе два дня. Самый быстрый перелет («Уральскими авиалиниями») обойдется вдвое дороже — 2 623 доллара (по данным aviasales.ru).

Но перелет — еще полдела, если не треть. Чтобы влететь в КНР на законном основании, а потом еще и попасть в Тибет, нужно будет потрудиться. Некоторое время на территорию тибетского автономного округа, по постановлению китайских властей, допускались лица только в составе туристических групп, количеством не менее 5 человек в группе. С апреля 2013 года эта норма отменена, но мало ли что еще придет в голову правительству КНР.

Согласно тарифам консульства, виза обойдется в полторы тысячи рублей. Оформляется она 5 дней. Благо в Екатеринбурге есть консульство. Кроме того, для посещения Тибета нужно будет оформить специальный пермит — он выдается на определенный маршрут и время пребывания в Тибете. Документ можно оформить в отделениях турбюро КНР или же заказать в китайской турфирме. Ни одно легальное туристическое агентство не продаст вам отдельно пермит на Тибет, если вы не закажете тур, а значит — отель, экскурсии, гида.

Последовательность действий со всеми документами такова: вы получаете туристическую визу, находите агентство, выдающее пермиты, отправляете им необходимый комплект документов. При покупке тура вы должны указать город, из которого собираетесь добираться до Тибета, именно туда вам вышлют оригинал пермита (без него вам откажут в посадке на самолет до Тибета).

Мы сделали приблизительный расчет путешествия по Тибету. Даже по самым скромным меркам вышел недешевый трип.

Бюджет путешествия по Тибету

Статья расходов Затраты, руб.
Перелет до Лхасы (даты вылета 9 и 16 июня 2014 г.) около 60 000 рублей
Пермит в Тибет (с туром) 33 000–50 000 руб. (1000–1500 долларов)
Ежедневные траты 1600–2300 руб. в день (50–70 долларов в день)
Итого 104 200–126 100 руб.

* За основу взяты средние затраты (за исключением перелета данные на конец декабря 2013 года, согласно информации skyscanner.ru и aviasales.ru).

Фото: личный архив Юлии Чичериной