Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Любимцы публики в неоднозначном проекте: Хабенский vs Башмет

13 апреля 2012, 12:30
Накануне в Свердловской филармонии случился оригинальный проект. Народный артист России Константин Хабенский и народный артист СССР Юрий Башмет представили симбиоз музыки и текста.

Музыка звучала самая что ни на есть филармоническая: Шуберт и Сен-Санс, а вот тексты — скорее театральные и неожиданные: пьеса «Калигула» Альбера Камю, текстовое сопровождение «Карнавала животных» все того же Сен-Санса. Об идее, сложности, вдохновении и о том, что стоило бы увидеть зрителю, — из первых уст.

Ожидать главных героев пришлось томительно долго, «еще 10 минут», «и еще 10 минут», «и вот-вот уже едут», «уже идут». И наконец — едва уловимый аромат знаменитых сигарет Башмета закрадывается в малое фойе филармонии.

Они входят, такие скромные, в сером, удивительно худые и, кажется, маленькие, меньше, чем выглядят с экрана телевизора. Они прилетели в 7 утра и теперь отсыпались — давайте простим им опоздание. Хорошо, но не сможем простить это безликое, пустое слово «проект».

Хабенский тут же теряется в определении жанра и уверяет, что будет исполнять это до тех пор, пока не создастся какой-нибудь общественный совет и не попросит: «Хватит!» Шутку оценивают все.

Тем не менее подобные образцы соединения текста и музыки не ноу-хау этого дуэта. Например, минувшей осенью в Екатеринбурге побывал Александр Филиппенко, представивший «Крохотки» Солженицына с ансамблем солистов «Эрмитаж» Василия Уткина. Публика была та же — филармоническая. Слушать и смотреть было безумно сложно и тяжело. Косвенно о тяжести музыкального-поэтического бытия пишут и питерские коллеги, которым уже был показан проект Хабенского-Башмета. Публика на три четверти зала надрывалась.

Константин Хабенский:

— Идея нашего проекта родилась несколько лет назад как наглая попытка совместить несовместимое. Но оказалось, что музыка позволяет некоторые интонации из пьесы Камю приложить к Шуберту. Первые 10 минут нашего опыта произвели шок у публики. Но мы довольны: провоцировать в хорошем смысле — вот задача творческих людей.

Юрий Башмет:

— Главное — поделиться с публикой тем, что мы сделали, своим вкусом, образованием… Меня первое время напрягало то, что многим людям мешает текст к музыке или наоборот. Но ведь есть и те, кто в восторге от этого симбиоза.

Интересно, что даже всё знающая «Википедия» практически ничего не выдает о текстах Сен-Санса. Как они появились на руках у Хабенского, могло бы остаться загадкой для Всемирной паутины. Однако Башмет приоткрыл завесу тайны. В его практике были встречи с текстами в виде сопровождения в программках музыкальных концертов, в виде театрального действия, сопровождающего музыку.

Юрий Башмет:

— Были попытки разукрасить музыку авторскими текстами, была история в Нью-Йорке, когда жена Стинга организовала концерт с этим произведением Сен-Санса, и Бобби Макферрин в разных эпизодах представлял по залу воплощения животных. А в России гениально показывал Ярмольник — с легким юмором и виртуозностью. То есть это произведение живет и предполагает действие кроме музыки, а в нашем воплощении мы приблизились именно к авторскому тексту.

Кстати, Хабенский, признанный по недавним рейтингам одним из самых высокооплачиваемых российских киноартистов, наравне с голливудскими звездами, оказался отнюдь не такой уж звездный. Общался с прессой терпеливо и кратко. Скажем, в ответ на вопрос, что зритель должен вынести с концерта, тонко подметил, что для того, чтобы что-то вынести, стоит, конечно, прийти и сделать выбор. А вот если проблема холодного общения, отсутствия «встречи глазами», специальной, особой атмосферы не стоит, тогда добро пожаловать в интернет, в безликое общение, прочтение, прослушивание и просмотр того, что есть в открытом доступе.

А вот Башмет, не переставая курить одну за одной тонкие сигареты, окутанный дымом и отвечающий то и дело на телефонные звонки, что «он занят», произвел глобальное впечатление. Ну, а когда стало известно, что в нашей филармонии он практически впервые в России исполнит концерт дуэтом с дочерью Ксенией, и вовсе захотелось пожать ему руку за то, что не придется покупать билет до того же Нью-Йорка, где такие концерты для них не редкость.

Юрий Башмет:

— Знаете, в этом проекте меня сейчас даже не напрягает вопрос темпов и пауз, поскольку Хабенский оказался очень музыкальным человеком, он хорошо улавливает все эти моменты. Раньше еще волновало слово «правительство» в первой части проекта, но я подумал: ведь Шуберт тоже был человеком, и когда он жил, вероятно, какое-то правительство при нем было!

Между тем, билеты на премьеру Хабенского и Башмета вчера были проданы не полностью. Однако и это не умаляет масштабности проекта: увидеть его в онлайн-трансляции могли десяток филармонических собраний по всей области, и еще столько же могут увидеть это в записи на сайте Свердловской филармонии.

Кстати, добавлю, что тем, кто любит Хабенского театрального, в пьесе «Калигула» на сцене филармонии удалось бы услышать только текст, а не эмоции от той самой роли, что почти 10 лет приносила славу артисту. Тем, кто боготворит кумира исключительно в кино, остается ожидать завершающего периода съемок фильма «Географ глобус пропил», который начнется через несколько дней.

А тем же, кто любит Башмета как живого участника и вдохновителя многочисленных фестивалей и концертов, — новая театральная байка от маэстро.

Юрий Башмет:

— Я никогда не прошу специально выключить телефоны. Я с этим смирился. И только раз в году, на концерте перед Новым годом, я включаю телефоны в свою программу, позволяя себе общение со зрителем. Я специально прошу НЕ выключать в этот вечер телефоны. И как назло ни один не срабатывает в нужном месте!

Прийти на Башмета и ансамбль «Солистов Москвы» можно будет еще сегодня, 13 апреля, а также 18 и 19 апреля. Но это будут уже другие истории и программки.

Наталья Кирсанова

Фото: Дмитрий Горчаков