Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова утверждает, что в частные военные компании (ЧВК) принимают бывших заключенных, а матери, чьи сыновья страдают наркоманией, просят аппарат омбудсмена мобилизовать их.
«Считают, что только это уже их исправит. Но военкомы говорят, что в армии такие не нужны. Поэтому сейчас пытаемся отправить их в ЧВК, уже направили запросы, но не знаем, возьмут ли», — рассказала Мерзлякова изданию «Коммерсант».
Омбудсмен также рассказала, что «прямо из колонии никого не забирают», мобилизуют только бывших заключенных. Так она прокомментировала сообщения о вербовке зэков в ЧВК «Вагнер».
Также Мерзлякова сообщила о нескольких случаях, когда повестки приходили людям, годным к мобилизации, но их все же не отправляли участвовать в СВО. «Например, к нам обращался мужчина, который подлежит мобилизации, но у него ребенок-инвалид и он не хочет в таких условиях оставлять жену одну. После нашего обращения ему разрешили остаться». Еще одна история связана с фельдшером скорой помощи из Ачита. Когда ему пришла повестка, местные жители выступили против его призыва, так как «небольшой поселок оставлять без медиков нельзя». Глава Западного управленческого округа после этого пообещал поговорить с военкомом, «чтобы если его и отправили, то уже во вторую волну мобилизации».
15 сентября в telegram-каналах разошлось видео, на котором мужчина, «чудовищно похожий» на Евгения Пригожина, выступает перед заключенными одной из российских колоний (в ИК-6 в Марий Эл) и открыто вербует их участвовать в военной спецоперации на территории Украины. По его словам, осужденные, которые согласятся принять в этом участие, пробудут полгода на передовой и если останутся в живых, получат помилование и освобождение. «Вариантов вернуться на зону — никаких», — подчеркивает человек на видео.
26 сентября Пригожин признался, что создал «Вагнер» в 2014 году.
В России наемничество считается уголовным преступлением (статья 359 УК РФ). Наказание — до 20 лет лишения свободы.