Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Неверие в Екатеринбург — неверие в страну». Почему ЭКСПО на Урале могло быть не хуже, чем в Дубае

20 октября 2021, 17:45
Колонка
«Неверие в Екатеринбург — неверие в страну». Почему ЭКСПО на Урале могло быть не хуже, чем в Дубае
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Официальный представитель заявочных комитетов «Екатеринбург ЭКСПО-2020» и «Екатеринбург ЭКСПО-2025» и помощник первого зампреда ЗакСо Аркадия Чернецкого Константин Пудов прочитал колонку вернувшегося из Дубая директора Музея Бориса Ельцина Олега Лутохина. В своем тексте побывавший на ЭКСПО Лутохин считает, что Екатеринбург пока не готов принять выставку такого уровня. Константин Пудов с ним в корне не согласен. Его аргументы.

Удивительно было прочитать колонку уважаемого руководителя Музея Бориса Ельцина Олега Лутохина. Его предшественник на этом посту Дина Сорокина активно помогала заявочному комитету, а Ельцин Центр был задействован в приеме зарубежных гостей, приехавших инспектировать город на предмет потенциала и возможности подготовки к ЭКСПО-2025, на которую претендовала Россия (право на проведение выставки в итоге выиграла Осака (Япония), — прим. ред.).

Потому как всем участникам глобального всемирного выставочного процесса хорошо известно, что в борьбу за право проведения Всемирной выставки (будь то маленькая или большая) вступают не города, а государства.

Напомню, что из всех российских городов право на представление страны в качестве хозяйки выставки получали только два российских города — Москва и Екатеринбург. Екатеринбург дважды: на ЭКСПО-2020 и 2025. Москва — на 2010 и на 2035. А претендовали многие. Получается, что в рамках внутрироссийского соревнования Екатеринбург имеет такие же позиции, что и Москва. Хотя если поднимать вопрос о ресурсах, о которых говорит руководитель Музея Ельцина, то у Москвы их тоже несопоставимо больше, чем у Екатеринбурга.

И, соответственно, такой проект даже на стадии заявки является не городским, а общенациональным. Именно с этой позиции и нужно оценивать возможность проведения выставки в Екатеринбурге, Рязани, Москве и где угодно в Российской Федерации. Я убежден, что провести ее было можно. Дважды наша страна заявляла Екатеринбург. Мы дважды вышли в финал. Победив Таиланд, Бразилию, Турцию… На 2030 год руководство страны поддержало заявку Москвы. Это доказательство того, что именно Российская Федерация целенаправленно бьется за право проведения Всемирной выставки ЭКСПО.

Давайте посмотрим на недавние доказательства того, что страна может качественно и организованно проводить мероприятия всемирного масштаба. Не будем далеко ходить, вспомним 2018 год и чемпионат мира по футболу. Он был признан лучшим среди прошедших в новейшей истории.

Логистика среди десятка городов была организована идеально, мы отлично подготовили инфраструктуру. Владельцев паспортов болельщика бесплатно возили на огромные по европейским меркам расстояния. Такого я не видел ни на одном чемпионате. Я был на ЕВРО-2008 и никакого хлебосольного отношения к болельщикам не было, был прагматичный бизнес.

И давайте вспомним про Сочи. Если бы кто-то сказал в 2010 году, что город может принять событие международного масштаба, жители бы рассмеялись. Но Олимпиада в Сочи по организации была лучшей за последние десятилетия, с этим никто не спорит. Весь мир оценил эти два события как выдающиеся, и ничего нам не помешало (даже недоброжелатели) их организовать. И наследие именно Олимпиады дало новый качественный толчок развитию Сочи, увеличив в разы туристический поток, улучшив качество услуг, приобретя территорию федерального уровня — образовательный центр Сириус. Плюс — транспортную инфраструктуру, новые рабочие места…

Наша страна со времен начала выставочного движения была одним из лидеров, а наши павильоны, стенды, экспонаты брали Гран-при и привлекали массы просвещенных людей, стремящихся к инновациям и культурным ценностям. Мы абсолютно законно — как Россия, как Советский Союз, как Российская империя до этого — имеем право претендовать на проведение выставки, и у нас есть для этого все возможности и опыт.

На мой взгляд, Екатеринбург, как площадка, был удобен и по логистике, и по инфраструктуре. Это город, развивающийся ввысь, в будущее, он символизирует стремление к переменам.
Насколько мне известно, и Олимпийский комитет придерживается той же позиции, и Международное бюро выставок считало, что под мероприятия нужно задействовать все больше стран и территорий, где наследие мировых ивентов будет наиболее востребовано и максимально значимо.

Хотя последние годы выставку отдают в уже сформированные центры: Осаку, Дубай. ЭКСПО идет туда, где уже много чего проходило. В этом плане в Дубае организовать всё было легче. Но такой подход нарушает логику освоения и вовлечения в орбиту всемирных выставок новых территорий, государств, экономик и культур.

Я считаю, что для растущего Дубая с его девелоперскими гиперпроектами и гиперфинасами, ЭКСПО стала своеобразной маркетинговой стратегией. Многие международные эксперты признавали, что это все делалось для того, чтобы сохранить бизнес и не породить пузырь.
Поэтому их инвестиции на стадии заявочной кампании были феноменальны и несоизмеримы с тратами других стран… Можно сказать, что государство, пользуясь выставкой, сделало прямые вливания в девелоперские проекты.

За Дубай я рад, но, надеюсь, Международное бюро выставок вернется к той модели проведения ЭКСПО, при которой их наследие будет использоваться для создания новых инновационных, культурных центров на планете.

Многие города, где до этого проходила выставка ЭКСПО (всемирная или специализированная) или Олимпиада, например Сарагоса или Ёсу, Милан или Льеж, Монреаль или Нур-Султан (Астана), развивались во многом благодаря этим крупным международным событиям.
Япония, например, активно использовала выставки, чтобы избавиться от статуса отдаленной в туристическом плане территории.

Многие признают, что самый шикарный павильон на ЭКСПО в Дубае — павильон Российской Федерации, так оно всегда было и есть. И мы не только павильон можем организовать, но и выставку.

Кстати, Ельцин Центр — один из лучших подобных ему центров в мире, построенных в удалении от столицы страны. (Какой бы спорной ни была фигура первого президента России.)
Поэтому вдвойне удивительно слышать такие слова от руководителя музея.
Хотя удивительного и местами неполиткорректного в публичном выступлении г-на Лутохина хватает. Назвать маргиналами целую страну — КНДР — это уже антидипломатичный перебор абсолютно.Для сведения моего оппонента: и КНДР, и Республика Корея, а также Кирибати, Тувалу, Восточный Тимор и еще 169 стран — члены Международного Бюро Выставок (МБВ). А вот США, например — нет.

Но вернемся к главному… Для Екатеринбурга, региона и для всей России подготовка и проведение международных событий — это благо, потому что к нам приходят дополнительные инвестиции, развивается инфраструктура, появляются современные объекты. А неверие в Екатеринбург как в площадку в глобальном смысле — это неверие в свою страну.