Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Глава «Аэрофлота» станет новым министром транспорта. Почему это хорошо

Глава «Аэрофлота» станет новым министром транспорта. Почему это хорошо
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Авиаэксперт Олег Пантелеев уверен, что авиакомпания, которая уже занимает более 40% российского рынка перевозок, будет наращивать влияние. Но это связано не с возможным лобби будущего министра, а с тем, что многие перевозчики не переживут пандемию и обанкротятся.

Виталий Савельев, который 11 лет возглавлял «Аэрофлот», станет новым министром транспорта РФ вместо Евгения Дитриха. Его кандидатуру внес 9 ноября на рассмотрение Госдумы премьер Михаил Мишустин. Один из источников РБК заявлял, что Савельев — «единственный, кто адекватно проявил себя в кризисной ситуации, в которой оказалась транспортная отрасль из-за пандемии коронавируса». Участники рынка называют такое назначение ожидаемым. В колонке 66.RU исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев рассказал, как это решение повлияет на российскую авиацию и приведет ли это к монополизации рынка со стороны «Аэрофлота».

— Выглядящее практически неизбежным увеличение рыночной доли «Аэрофлота» будет связано не с тем, кто возглавит транспортное ведомство, а с тем, какие авиакомпании обанкротятся. В том, что банкротства неизбежны, сегодня сомнений нет, так как отрасль продолжает наращивать убытки, а у правительства нет финансовых резервов, чтобы поддержать перевозчиков.

Что касается S7, «Уральских авиалиний» и других перевозчиков, то их благополучие зависит от двух факторов: способности сокращать издержки и способности привлекать заемное финансирование. В меньшей степени, но тоже важны решения, позволяющие найти новые сегменты бизнеса, например расширить перевозки грузов.

Я уверен, что ожидаемый приход в Минтранс Виталия Савельева позволит усилить позиции транспортного комплекса в целом. При этом у меня нет сомнений, что ни «Аэрофлот», ни воздушный транспорт не будут иметь преференций по сравнению с другими авиакомпаниями и другими транспортными отраслями.

Понятно, что от Савельева ждут и срочных антикризисных мер, причем на грани невозможного, когда рассчитывать на увеличение бюджетной поддержки не приходится, и долгосрочной программы развития транспортного комплекса в целом.

Савельев в «Аэрофлоте», помимо прочего, развил две компетенции. Во-первых, компания вошла в число мировых лидеров по цифровизации. Во-вторых, компания укрепила позиции как перевозчик между Юго-Восточной Азией и Европой.

Цифровизация и экспорт транспортных услуг, на мой взгляд, — ключевые направления, на которых должен сосредоточиться наш транспортный комплекс. Компетенции Савельева в этих вопросах могут быть весьма востребованы.