Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Системных мер не принято. Шесть проблем авиаотрасли в условиях пандемии

Системных мер не принято. Шесть проблем авиаотрасли в условиях пандемии
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Авиаэксперт Олег Пантелеев считает, что уже сейчас нужно формировать новый облик гражданской авиации, потому что простого вливания денег недостаточно. А судьба авиакомпаний зависит от их взаимоотношений с кредиторами и лизингодателями.

Президент России Владимир Путин провел совещание, на котором объявил о новых мерах поддержки авиаотрасли, пострадавшей от пандемии коронавируса. Перечень выглядит так:

  • запустить новую программу поддержки лизинга отечественных самолетов. В 2020 и 2021 годах лизинговые компании получат госгарантии и субсидии, которые должны помочь снизить стоимость летного часа;
  • подумать над увеличением субсидирования авиарейсов между регионами;
  • отдавать приоритет в получении субсидий перевозчикам, в парке которых есть российские самолеты;
  • выделить перевозчикам 23,4 млрд рублей на лизинг авиационной техники, на пополнение оборотных средств, на выплаты заработных плат, оплату стоянки воздушных судов.

После этого авиакомпания «Победа» объявила о продаже билетов с 1 июня на 73 маршрута внутри России. Чартерный перевозчик Azur Air сообщил, что с 1 июня начинает полеты в Сочи из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани и Уфы. «Уральские авиалинии» также рассчитывают с 1 июня увеличить объем авиаперевозок и расширить географию полетов. Расписание сформировано в нескольких вариантах: полеты только по России; полеты по России и СНГ; полеты по России, странам ближнего и дальнего зарубежья.

Специально для 66.RU исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев объясняет, что ждет авиационную отрасль, когда она начнет выходить из кризиса, когда в полном объеме возобновятся перевозки и какие авиакомпании убьет пандемия коронавируса и всеобщая самоизоляция.

Три проблемы авиаотрасли после снятия самоизоляции

Восстановление авиаотрасли и рост производственных показателей не только «возможны», они практически неизбежны. Вопрос в другом — на каком временном горизонте это произойдет? В 2019 году жители России летали намного реже, чем жители многих стран мира, при этом с 2000 года за счет роста ценовой доступности авиаперевозок этот разрыв сокращался, так как авиаперевозки в России прирастали быстрее, чем на рынках США и ЕС, где интенсивность полетов весьма высока. И в нынешнем десятилетии мы ожидаем сохранения этой тенденции.

Восстановлению отрасли сейчас препятствуют противоэпидемиологические меры, существенно подрывающие спрос на перевозки. Если «стоит» большая часть предприятий, закрыты гостиницы, музеи, театры, дистанционно работают учебные заведения — нет необходимости летать. Если после прилета в регион надо 14 дней находиться на обсервации — нет желания никуда лететь.

По мере снятия ограничений на первый план выйдут три посткризисные проблемы:

  1. Остаточные меры безопасности на авиатранспорте, такие как обязательное ношение масок, соблюдение социальной дистанции в аэропортах и на борту самолетов, дополнительные меры по контролю состояния здоровья и т. д. Это создаст для людей дискомфорт, увеличит время прохождения процедур и повысит издержки авиаотрасли. Переложить эти издержки можно только на пассажира. Надеюсь, что эти меры безопасности будут краткосрочными.
  2. Недоверие потребителей как к авиатранспорту, так и к пребыванию за пределами ставшего привычным дома. Раньше для многих поездки в экзотические страны были желанными. Но неизвестность — а как в стране «Х» обстоят дела с коронавирусом? — может заставить отложить планы слетать на другой континент на год-два.
  3. Падение доходов как в корпоративном сегменте, так и у частных домохозяйств. Раньше компании спокойно планировали командировки, закладывая на них большие бюджеты. Сейчас необходимость сэкономить будет заставлять провести переговоры в формате видеоконференции. Аналогично и потребители сочтут разумным перенести траты на лучшее время.

Что касается ближайшего будущего, то сейчас озвучивается много прогнозов, но их достоверность и ценность — на уровне гадания на кофейной гуще. Сейчас заявляется о том, что санатории Краснодарского края смогут принять гостей уже в июне. Это, безусловно, положительная новость, даже несмотря на то, что посещать общественные пляжи гостям санаториев не будет разрешено. Но мы отлично понимаем, что две-три вспышки заражений в санаториях сразу же изменят ситуацию, и вместо снятия ограничений мы получим их восстановление и дополнительные затраты на дезинфекцию, более строгий контроль отдыхающих и т. д.

В любом случае есть оптимисты, которые ожидают оживления внутренних авиаперевозок к концу лета до 60–80% от уровня прошлого года, есть те, кто верит в восстановление международного авиасообщения уже этим летом. Но есть и скептики, которые предлагают ориентироваться на международные полеты не ранее следующего года.

Какие авиакомпании переживут кризис

Полагаю, что банкротства авиакомпаний неизбежны. Несмотря на то, что российские перевозчики пока продолжают существование, многие уже пришли к необходимости привлечения заемных средств для выплаты зарплат персоналу, для оплаты лизинговых платежей. Системных мер, которые позволили бы заткнуть эту финансовую дыру, не принято. Соответственно, можно сейчас взять кредит и протянуть месяц-другой. Но летом объемы перевозок будут ниже, чем в прошлом году, а осенью и зимой компании и без кризиса традиционно убыточны.

С другой стороны, у авиакомпаний в данной ситуации не так уж много возможностей что-то изменить. Главное — понять, в какой мере нужно сократить свой бизнес, чтобы иметь возможность что-то «снять» с рынка в июле-августе, но не пойти ко дну с этими активами в сентябре.

И в любом случае ключевой вопрос выживания любой авиакомпании — взаимоотношения с кредиторами и лизингодателями. Судьба компаний — в их руках.

Какие меры поддержки нужны авиаотрасли

Правительство распорядилось выделить 23,4 млрд рублей на поддержку российских авиакомпаний. Субсидию можно потратить на зарплаты, лизинговые платежи, оплату стоянки воздушных судов. Адекватность этих мер можно рассматривать с двух сторон. Если смотреть со стороны авиакомпаний — поддержка очевидно недостаточна, потери авиаотрасли будут на порядок выше. Если смотреть со стороны правительства, которому нужно решить много проблем, имея мало ресурсов, поддержка минимально достаточна.

Главные задачи — поддержать персонал авиакомпаний (поэтому большую часть субсидии надо направить именно на эту цель), а также оставить деньги в стране (поэтому деньги можно тратить на платежи в адрес российских лизинговых компаний).

Для сохранения отрасли в том виде, в каком она вошла в 2020 год, этих средств точно не хватит. Но любому обывателю ясно, что в 2021 году такая отрасль и не будет нужна. Поэтому все меры поддержки должны быть нацелены на формирование нового облика гражданской авиации как по масштабу, так и по структуре.