Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Государство перекладывает решение проблем на предпринимателей. Четыре реформы, которые разорят бизнес

10 декабря 2018, 10:00
Колонка
Государство перекладывает решение проблем на предпринимателей. Четыре реформы, которые разорят бизнес
Фото: архив 66.ru
С нового года в России вступят в силу сразу несколько правительственных решений, связанных с налоговыми сборами, пенсионной реформой и изменениями в Уголовном и Трудовом кодексах. Все эти меры, считает партнер «Аудиторской группы «Капитал», сопредседатель свердловского отделения «Деловой России» Ирина Екимовских, негативно отразятся на бизнесе.

В авторской колонке аудитор Ирина Екимовских назвала четыре самых непопулярных нововведения, которые затронут каждого предпринимателя.

Государство перекладывает решение проблем на предпринимателей. Четыре реформы, которые разорят бизнес
Фото: из личного архива Ирины Екимовских для 66.RU

Повышение НДС до 20%

НДС традиционно считался самым сложным налогом для администрирования. Так было до тех пор, пока налоговая служба в 2015 году не внедрила автоматизированную систему контроля НДС (АСК НДС) и автоматизированную систему обработки результатов контроля. Система сама отслеживает и выбирает все расхождения в цепочке НДС. Отчетность по налогу на добавленную стоимость стала одной из самых прозрачных. Начисление налога в целом в стране за три года выросло с 2 589 228 млн рублей до 3 153 815 млн рублей, или на 22%. Есть предположение, что в большей мере эту разницу обеспечили предприятия малого и среднего бизнеса, для которых когда-то НДС был просто небольшой фиксированной цифрой в структуре расходов бизнеса.

Казалось бы, дайте время бизнесу пожить в новых реалиях, перестроить свои процессы планирования, анализа и ценообразования, дайте время рынку привыкнуть к новым суммам НДС. Пусть с рынка окончательно уйдут компании, которые продолжают всеми правдами и неправдами не платить НДС, и компании будут вести бизнес в условиях добросовестной конкуренции. Но государство принимает решение, вслед за ужесточением контроля, повысить и ставку налога. Есть ощущение, что выживут не все.

Повышение страховых взносов для компаний на «упрощенке»

До 2019 года очень много компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), платили пониженные страховые взносы. Это было установлено статьей 427 Налогового кодекса. Все ждали, что эта льгота будет продлена законодателем. Но этого не случилось.

Для значительной доли малого и среднего бизнеса с 1 января 2019 года страховые взносы вырастут в полтора раза. Для компаний с высокой долей трудоемкости это означает резкий рост себестоимости. Это может иметь крайне негативные последствия, так как только по текущей официальной отчетности 30% предприятий убыточны.

Прием на работу всех предпенсионеров

В связи с повышением пенсионного возраста в Уголовном кодексе появилась новая статья 144.1. — «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лиц, достигших предпенсионного возраста».
Предприниматель будет наказываться
— штрафом до 200 тысяч,
— либо штрафом в размере заработной платы за 18 месяцев,
— либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Заботы государства понятны. В связи с повышением пенсионного возраста в следующем году на рынке труда дополнительно окажется 660 тысяч человек, из них работающих будет 172 тысячи. В 2020 году таких людей будет уже 1,4 млн (трудоустроенных — 380 тысяч). В 2021 году — 2,1 млн человек (из них трудоустроено будет 562 тысячи).

Но что такое «обоснованный отказ»? Как я его должна обосновать соискателю? Разработать листы аттестаций, снимать собеседование на видео, разработать требование и профили должностей, где прописать все необходимые навыки и знания?

В большинстве случаев наем сотрудника в малом и среднем бизнесе — это интуитивное ощущение предпринимателя, что человек будет полезен и эффективен в его бизнесе. Наказание кажется чрезмерным — 18 заработных плат директора! Опять государство решение социальных вопросов перекладывает на плечи предпринимателя.

Обязательная оценка рабочих мест

С 1 января 2019 года все компании должны иметь отчет об оценке рабочих мест, пройденной в специализированной компании, аттестованной в Минтруде. Все — это значит абсолютно все. Независимо от количества сотрудников, наличия или отсутствия вредных условий труда, организационно-правовой формы и размера выручки.

Даже если в компании один сотрудник, он же директор, со следующего года он обязан иметь отчет об оценке условий труда. В среднем оценка одного рабочего места стоит 1500 рублей. За отсутствие таковой предусмотрена ответственность. За первое нарушение организацию оштрафуют на сумму 60–80 тысяч рублей, за повторное нарушение штраф увеличится до 200 тысяч, кроме того, трудовая инспекция может приостановить деятельность на срок до 90 дней.

Остановка деятельности на 90 дней, Карл!