Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Застрелил, потому что любил». Отцы, братья и мужья продолжают убивать женщин, чтобы спасти их честь

15 июля 2018, 11:07
Колонка
«Застрелил, потому что любил». Отцы, братья и мужья продолжают убивать женщин, чтобы спасти их честь
Фото: 66.ru, личный архив Еганы Джаббаровой
Большая часть жертв таких убийств — женщины. Причиной может стать что угодно: от покрашенных в рыжий цвет волос до желания выйти замуж за представителя другой нации. И эти истории не из далекого XVIII века, это то, что происходит сегодня, в том числе в России и Европе. Лекцию на эту тему прочитала аспирантка филологического факультета и поэтесса Егана Джаббарова.

Ежегодно в мире погибает 5 тыс. человек из-за «убийств чести», сообщает Фонд народонаселения ООН. Убийство чести совершается родственником (отцом, братом, мужем), чтобы защитить честь семьи. Многие силовые органы не ведут статистику такой категории дел, поэтому назвать точное число преступлений чести трудно.

В «Ресурсном центре для ЛГБТ» Екатеринбурга аспирантка филологического факультета УрФУ Егана Джаббарова прочитала лекцию об этой проблеме. Мероприятие приурочено к Дню памяти жертв убийств чести, который проходит в Великобритании с 2015 года каждое 14 июля. Это еще и день рождения одной из жертв — Шафилии Ахмед. Отец убил ее на глазах у сестры в 2003 году, в 2010 году девушка решилась свидетельствовать против убийцы, и он понес наказание.

Егана Джаббарова имеет азербайджанские и турецкие корни, поэтому ей на личном опыте известно, каково это — существовать на границе двух культур (восточной и европейской модели). Истории, которые она представила в докладе, есть в двух ее поэтических сборниках об убийствах чести — первый посвящен жертвам-женщинам, другой — убитым представителям гомосексуальной ориентации.

По словам Еганы Джаббаровы, истории девушек стали частью ее самой, и ей важно рассказать о них, чтобы трагедия не повторилась.

Егана Джаббарова, аспирантка УрФУ:

— Существует два феномена: убийство чести и самоубийство чести. Когда мы слышим второе словосочетание, обычно вспоминаются японцы, харакири — убийство, связанное с национальным достоинством. Однако в восточных культурах это приобретает другое — ужасное — значение. Отличие заключается в том, что это, зачастую, убийство женщин. Мужчина очень редко становится жертвой, разве что в случае гомосексуальности, например. Но по причине брака или других подобных вещей он жертвой не будет.

«Покрасила волосы в рыжий цвет», «приняла решение развестись или уйти», «захотела работать или устроилась на работу», «стала раздражительной», «не приготовила картофельные фрикадельки» — все это причины реально случившихся убийств чести. Помимо этого причиной может стать желание женщины связать жизнь с представителем другого национального или религиозного сообщества. Еще одна ситуация, которая может спровоцировать убийство чести, — это переезд. Если человек чувствует опасность и пытается бежать.

Самоубийство чести — это феномен доведения до суицида. Если это сельская местность, человеку могут дать веревку или заряженное оружие и подталкивать его к самоубийству. Родственники к происходящему относятся спокойно, потому что этот вопрос предварительно решается на семейном совете.

Когда Амина и Сара почувствовали угрозу, они вместе с матерью смогли сбежать. Но мать не выдержала увещеваний мужа и вернулась. Девочки последовали за ней. Это очень распространенная ситуация — ты не можешь уйти, потому что опасаешься за других женщин, оставшихся дома. Во время примирительного обеда отец застрелил обеих дочерей. (Подробности истории — в фоторепортаже).

Страшно, что это явление не остается в рамках восточных государств (Пакистан, Турция и др.). Это становится реальностью и в России. В первую очередь это, понятно, Кавказ. Там традиция убийств чести существует, но не упоминается. Вспомним хотя бы Рамзана Кадырова, который говорит что геев не существует.

Сейчас я расскажу несколько случаев, которые произошли. В Грозном в 2013 году женщина была убита за то, что развелась, покинула абьюзивные отношения (отношения, в которых партнер проявляет физическое или эмоциональное насилие, — прим. авт.), устроилась на работу и растила десятилетнего сына. Пока однажды ее не пригласили на семейный ужин, после чего женщина пропала. Только в 2014 году ее отец признался в убийстве.

Это отработанная схема убийств чести: жертву зовут в гости на семейный ужин, с которого она уже не возвращается. Посторонние люди очень редко становятся убийцами, как правило, это близкие родственники — отец, муж, брат, двоюродный брат.

«Застрелил, потому что любил». Отцы, братья и мужья продолжают убивать женщин, чтобы спасти их честь
Фото: 66.ru, picture-alliance/dpa/J.Kalaene

Девушка турецкого происхождения Хатун Сарюджу выросла в Германии и была насильственно выдана замуж в 16 лет. Впоследствии она сбежала от мужа и смогла получить помощь — Германия предоставила ей убежище. Но ее брат нашел это место — ей пришлось бежать. Девушка остановилась у друга-немца, из-за чего брат застрелил ее, когда она стояла на остановке. Журналисты спрашивали спустя пять лет, не жалеет ли он о содеянном, — не жалеет. (Брата оправдали, — прим. авт.).

В восточных странах такие убийства часто оправдываются тем, что человек находится в состоянии аффекта. Несмотря на то что убийства чести связаны с восточными странами и мусульманским миром, нужно понимать, что религиозное сознание не имеет отношения к этому виду преступлений. Это вопрос психического здоровья человека, а не вероисповедания. Но не будем забывать, что в Европе, Америке и других странах проживают диаспоры национальных меньшинств, тех же Турции и Пакистана, и там это тоже происходит.

О причинах убийств чести. Эту тему разрабатывал автор «Убийцы из абрикосов» Витольд Шабловский. Он спрашивал у турков, совершивших такое преступление: «Если бы вы встретили свою сестру, жену или дочь, что бы вы ей сказали?» И получал ответ: «Убил, потому что люблю ее». И, конечно, почти все осужденные за убийство чести говорили о том, что честь для них прежде всего и они не могли поступить иначе.

Вести статистику таких убийств очень сложно. Когда исследователь, Насрин Саттудех пыталась запросить ее в различных органах, она не добилась успеха, потому что у них есть только две категории: убийство и самоубийство. И эти случаи зачастую уходят в категорию «самоубийство», несколько реже — «убийство в состоянии аффекта» и «убийство по неосторожности». Эти дела не расследуются.

«Застрелил, потому что любил». Отцы, братья и мужья продолжают убивать женщин, чтобы спасти их честь
Фото: Скрин, Sandesh News на YouTube

Пакистанскую инста-модель Кандил Балоч убил брат. По его мнению, своим поведением сестра позорила семью. Этот случай показателем тем, что семья не поддержала убийцу.

Первые места по количеству убийств чести занимают Афганистан и Пакистан. Там распространено убийство кислотой. Сейчас в этих странах есть некоторые сподвижки — такие вещи становятся наказуемыми. А раньше вас могли облить кислотой, потом заплатить кому-то денег и прожить всю жизнь спокойно.

Сейчас убийства чести серьезно распространяются в отношении ЛГБТ. Все помнят, что произошло и до сих пор происходит в Чечне. Когда было обострение ситуации, люди массово бежали оттуда, потому что их могли забить среди дня на улице, и всем было бы плевать.

В Чечне продолжает действовать сообщество «Карфаген». Сейчас оно несколько прикрыло свою деятельность, после случая, попавшего в СМИ. «Карфаген» — это сетевое сообщество, оно есть для женщин и мужчин. Попасть в него не просто. Они всячески отрицают свою причастность к убийствам чести, но как-то с трудом верится.

В мужской группе занимаются следующим. Находят в Сети какую-нибудь девушку, которая кажется им развратной — у нее выложено фото в платье с голыми плечами или с декольте, например. Ее фото размещают в группе, о ней узнает много людей, и начинается травля. Они узнают, где она живет, ее преследуют. В некоторых случаях ее убивают.

Наверно, надо закругляться, потому что сейчас все впадут в депрессию. И я прекрасно понимаю почему. Я очень много изучала эту тему. Когда ты очень долго ее изучаешь, кажется, что в какой-то момент ты сойдешь с ума. Когда ты читаешь 25-ю такую историю и понимаешь, что это не исключение, а правило, и тебя просто трясет, потому что не знаешь, что с этим делать.

Поэтому я думаю, что это очень важно, что мы пришли, обсудили эту тему и сделали ее видимой. Пока все будут относиться к этому как к вещи, «которая происходит не со мной», — это плохой принцип. Потому что «не с тобой» — это временно.

ЛГБТ признана в РФ экстремистской организацией