Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Что произойдет, когда УК уйдут из цепочки ЖКХ-платежей. Четыре тезиса

15 января 2018, 12:43
Колонка
Что произойдет, когда УК уйдут из цепочки ЖКХ-платежей. Четыре тезиса
Фото: архив 66.ru
К 1 февраля должен быть готов закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов. Соответствующее распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева получили сразу несколько федеральных министерств. Чем это обернется для рынка, рассуждает директор по развитию «Лиги ЖКХ» Илья Сотонин.

Рынок ЖКХ России ждут очередные изменения. В середине декабря прошлого года Владимир Путин предложил отрезать управляющие компании (УК) от коммунального денежного потока. «УК собирают деньги за ресурсы, но не всегда вовремя и полностью расплачиваются с поставщиками», — аргументировал свою позицию президент.

В Госдуме быстро подготовили соответствующий законопроект: до конца года он уже прошел первое чтение. Однако авторы документа попросили отсрочку для доработки: как сообщила председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, в первоначальной версии ресурсоснабжающая организация могла отказать собственникам жилья в переходе на прямые договоры. В новом варианте перечень оснований для отказа установит правительство — чтобы свести к минимуму число необоснованных отказов.

Эксперты считают, что отстранение УК от приема платежей за ресурсы потянет за собой и другие изменения. Самое, пожалуй позитивное — снижение тарифов на коммунальные ресурсы, прогнозирует директор по развитию «Лиги ЖКХ». Другие положительные моменты — в авторской колонке Ильи Сотонина.

Что произойдет, когда УК уйдут из цепочки ЖКХ-платежей. Четыре тезиса
Фото: архив 66.ru

Илья Сотонин считает, что реформы приведут к улучшениям на рынке коммунальных услуг

— Перемены на рынке УК придут. Право вето ресурсников на заключение прямых договоров, может, и не будет. Это радует. Если бы оно осталось, закон о прямых договорах был бы почти бессмысленным.

Мой прогноз — что будет после того, как через УК перестанут идти деньги за воду, свет и тепло.

1. С рынка уйдут непонятные УК, которые тут только для того, чтобы подержать чужие деньги у себя. И придут те, кто хочет действительно строить компанию, улучшая жизнь людей.

2. Ресурсники перестанут быть заложниками УК, которые должны им кучу денег. Если УК должна ресурснику 100 рублей — это ее проблема, если 100 миллионов — это уже проблема ресурсника. Потому что УК нельзя обанкротить. И приходится менеджерам ресурсников как-то выкручиваться.

3. Возможно снижение тарифов на коммунальные ресурсы. Сейчас ресурсник может ссылаться на большое количество неплательщиков среди УК и просить РЭК повышать каждый год тариф, закладывая в него дебиторку. Если дебиторка станет меньше, в тариф ее не заложишь. Значит, они будут расти не так быстро.

4. Уйдет основной риск для честных УК. Топ-менеджер одной из больших ресурсоснабжающих компаний как-то сказал мне: «Я же понимаю, что если вы лишнего жителям не начислите, то с нами никогда не расплатитесь». То есть нельзя работать, не беря с жителей лишнего. Порочная модель. Когда поставщик тебе начислил 100 рублей, ты перевыставил жителям те же самые 100 рублей, а оплатили тебе 95. И всегда есть дырка в 5 рублей. Ведь ресурснику без разницы, сколько тебе жители оплатили. Он свои 100 рублей полностью хочет видеть.

В общем, в правильном направлении идем вроде.