Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Это самый выгодный бизнес, только денег не приносит. Что не так с фитнес-клубами Екатеринбурга

21 августа 2017, 10:00
Колонка
Это самый выгодный бизнес, только денег не приносит. Что не так с фитнес-клубами Екатеринбурга
Фото: 66.RU
Президент Национального союза спортивного, медицинского и оздоровительного фитнеса Тимур Беставишвили рассказывает, насколько бизнес в сфере фитнеса на самом деле прибыльный и насколько в России и в Екатеринбурге в частности всё не так просто.

После публикации «Изнанки бизнеса», в которой наш тайный информатор рассказал о том, что фитнес-клубы — это очень неприбыльное дело, в редакцию 66.RU обратился президент Национального союза спортивного, медицинского и оздоровительного фитнеса Тимур Беставишвили.

Г-н Беставишвили — создатель и куратор многих проектов фитнес-клубов и смежных предприятий, автор нескольких книг, в том числе серии «Разумный фитнес», руководитель курса профессиональной переподготовки кадров «Организация и управление предприятием в сфере фитнеса» и президент группы компаний «Evolution — спортивный консалтинг».

Эксперт в сфере фитнеса прочитал наш материал и высказал альтернативную, профессиональную точку зрения. По его словам, фитнес-клубы — это на самом деле очень прибыльный бизнес, если уметь его вести. Однако в России создавать хорошие клубы и правильно ими управлять получается далеко не у всех. 66.RU публикует авторскую колонку Тимура Беставишвили.

Это самый выгодный бизнес, только денег не приносит. Что не так с фитнес-клубами Екатеринбурга
Фото: Предоставлено 66.RU Тимуром Беставишвили

Президент Национального союза спортивного, медицинского и оздоровительного фитнеса Тимур Беставишвили

— Заключение о том, что фитнес-клубы — неприбыльный бизнес, весьма сомнительно, если не сказать больше. Во-первых, давайте разделять прибыль и рентабельность. Под словом «прибыль» малокомпетентные люди подразумевают превышение выручки над ежемесячными расходами. Есть более корректное понятие — рентабельность. В России масса клубов, у которых при отрицательной рентабельности имеет место превышение доходов над расходами. Самый тяжелый вопрос для руководителей таких клубов: «Есть плюс, а где деньги?»

Во-вторых, если фитнес-бизнес неприбыльный, то по сравнению с каким? Если сравнивать с торговлей оружием, наркотиками и… ну, всякими излишествами нехорошими — таки да, там рентабельность повыше будет. Так вот, лучшие российские фитнес-клубы работают с чистой рентабельностью 20–25%, что несколько больше рентабельности продовольственных сетей (3–7%). Правда, таких клубов в России мало. Чтобы достичь высоких показателей, нужно:

  1. Нормальный клуб создать.
  2. Нормально им управлять.

А вот с этим в российском фитнес-бизнесе плохо. Сначала родим инвалида, а потом требуем от него ставить рекорды? Кстати, клуб «рентабельный» и клуб «раскрученный» — далеко не одно и то же. Поэтому нечего удивляться тому, что клубы закрываются. Если они изначально создавались по принципу Наполеона — «сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим», то другого и не будет. А почему вы так уверены, что у крупных сетей все хорошо? Как раз наоборот, и снижение цен в данном случае — не результат продуманной политики, а просто желание собрать хоть копейки.

В качестве иллюстрации того, что в этой сфере все не так однозначно, приведу данные по Екатеринбургу. В уральской столице самая высокая в стране плотность клубов. По состоянию на начало 2014 года на 100 тыс. населения приходилось 13,8 клубов. Для сравнения: в Москве их всего пять. Все встали и зааплодировали! Но не торопитесь. По охвату фитнес-услугами населения ваш замечательный город — в хвосте рейтинга. То есть клубов много — а народу в них мало. Это говорит о посредственном качестве фитнеса как бизнеса в данном месте в данное время.

Количество фитнес-клубов на 100 тыс. населения в Екатеринбурге больше, чем в других городах России. Однако посетителей в этих клубах мало.

Есть и еще одна загадка природы. Половина проектов нашей компании — это аудиты убыточных клубов с полной переделкой работы. Увы, с прискорбием вынужден сообщить, что львиная доля этих проектов создавалась «специалистами по фитнесу» из Екатеринбурга. Причем, что особенно интересно, некоторые из них учат фитнес-народ бизнесу на форумах-конвенциях-конференциях. В обучение все стремятся. Правда, в их докладах имеют место элементы треша и безумия, но новички-то верят… Да что говорить, именно один такой проект сейчас разгребаем, уже просто слов нет, как чудно всё местный «гуру» организовал, одни буквы. Так что, повторю, все не так однозначно.

Кроме того, в тексте «Изнанка бизнеса» есть еще ряд весьма спорных моментов. Разберу по порядку.

Тайный информатор:

— Пока клубов еще достаточно много, им нужен штат, поэтому работать тренерами берут кого попало. 90% — это даже не тренеры, это инструкторы тренажерного зала, которые окончили месячные курсы за 8–9 тыс. руб., дай бог покачались пару лет (а может, и вообще гантели в руки не брали) и пошли в зал калечить клиентов. У них нет ни опыта, ни элементарных знаний. Ничему хорошему они научить не могут, а вот травмировать клиента — запросто.

Мне еще никто не мог связно объяснить, в чем разница между тренером-инструктором и тренером. На ум приходит нечто вроде разницы между мастер-официантом и официантом. Первый стоит, гордо скрестив руки, и ждет, когда единственный клиент закажет суп-прентаньер, а второй без устали разносит салаты и стейки. Официанты, между прочим, оба, как бы первый ни пыжился показать, что он король профессии. Второй, к слову, больше зарабатывает.

Тренер фитнес-клуба работает в сфере обслуживания, его задача — не тренировать, а продавать услуги. Если он думает иначе — тогда он явно выбрал не ту сферу деятельности, пусть идет в спортивный клуб и тренирует спортсменов. Не за деньги, а за чистую любовь к искусству. Подготовит чемпиона — я похлопаю и с энтузиазмом пожму ему руку. Однако тренером в фитнес-клуб не возьму. Бизнес — ничего личного. Клуб — это коммерческое предприятие, и его качество определяется только рентабельностью, а не понтами тренеров.

Говорить, что тренер без стажа опаснее тренера со стажем, я бы тоже не стал. Это равносильно утверждению, что молодой дурак глупее дурака со стажем. Пока основным товаром в наших клубах будут присед, становая тяга, жим лежа и безумные похудайки, процент травмированных клиентов снижаться не будет. Кстати, во фразе «ничему хорошему неопытные тренеры научить не могут» — что нужно понимать под словом «хорошее»? Ту же становую тягу? Ну-ну… Знания? Часто, когда некто, называющийся тренером, гордо стучит себя пяткой в грудь, я задаю ему пару простых вопросов по анатомии или физиологии. Поверьте, уровень глупости ответов никак не связан ни с образованием, ни со стажем. Разница только в том, что неофиты несут чушь робкими голосами, а ветераны — с непоколебимой уверенностью.

Тайный информатор:

— Отличить опытного тренера от начинающего можно двумя способами. Во-первых, надо ориентироваться на возраст. В 23 года человек не может иметь за плечами серьезного опыта. Сам по себе он может быть хорошим спортсменом, но это еще не значит, что он сможет сделать такого же спортсмена из клиента. Второе — это информация о тренерском стаже. В фитнес-клубах обычно говорят, сколько лет человек работает по профессии (или вывешивают на стену фотографии сотрудников с этой информацией). Если человек тренирует больше двух лет, он уже может быть полезным клиенту.

Время, которое человек проработал тренером, ничего само по себе не значит. Я знаю персонажей, которые десятилетиями толпятся в фитнес-клубах, но их на пушечный выстрел нельзя подпускать к людям. И способность тренера рассказать клиенту, из-за чего у того болит спина, тоже ничего не значит. Опытный тренер моментально отправит человека к врачу и запретит показываться в клубе, пока не будет поставлен диагноз, а не будет делать дурацкие выводы.

Тайный информатор:

— Те клиенты, которые приходят в зал с каким-либо заболеванием (варикоз, разрыв связок коленного сустава или порок сердца), рискуют очень сильно его усугубить, поскольку неопытный тренер не сможет подобрать им индивидуальную программу и будет заниматься с ними, как привык.

Пока бал правят исключительно методы трансформации тела, которые по определению гробят здоровье, — так и будет. Но клиенты умнеют быстрее тех, кто работает в клубах, отсюда и снижение интереса к обвешиванию себя шницелями и доведению до анорексии под лозунгом «Минус 10 кг за неделю к днюхе». Лишние 10 кг мяса здоровья не прибавляют, а худая корова — еще не газель.

Тайный информатор:

— Чтобы эффективно тренировать людей, нужно, во-первых, иметь личный стаж, то есть долго тренироваться и перепробовать на своей шкуре различные методики, программы, посетить десятки семинаров. Во-вторых, нужно набраться знаний по анатомии, диетологии и биомеханике. В-третьих, наработать тренировочный стаж. Тогда через пару лет будут результаты.

Личный стаж не может быть показателем качества. Давайте тогда в такси брать того, у кого отличный личный стаж вождения. Например, чемпиона по кольцевым гонкам «Формулы-1». Или едока с большим личным стажем поглощения пищи сделаем шеф-поваром ресторана. Кстати, НГУ им. П.Ф. Лесгафта, который закончил и я, готовит тренеров для большого спорта, что не имеет отношения к оздоровительной физической культуре. Вот это они умеют делать отлично. Однако клиенты фитнеса — не будущие чемпионы, с ними надо работать по-другому. А этому учат разве что выпускников факультета адаптивной физкультуры.

Тайный информатор сообщает, что для тренера способ получать больше 50 тыс. руб. в месяц — брать деньги за персональные тренировки мимо кассы. Расчеты же показывают, что даже если тренер пропускает деньги за ПТ по кассе, клуб от этого ничего не зарабатывает. Напомню, что выручка — далеко не прибыль, и в итоге от ПТ остается пшик. Так что ворует тренер или нет — клубу по барабану. Ну, если у него бухгалтерия белая.

Тайный информатор:

— К неизвестным заведениям стоит относиться с осторожностью. Чтобы не стать жертвой однодневок, которые открываются, распродают абонементы и тут же закрываются, не нужно сразу покупать годовой абонемент. Максимум — на месяц, а лучше первое время вообще оплачивать разовые посещения.

Клуб, который продает разовые визиты, обречен на закрытие. Желающим поспорить могу сообщить, что примерно половина наших проектов — аудиты убыточных клубов с последующей полной перекройкой работы. Продажа разовых посещений — один из ранних признаков будущего заболевания, которое приводит к смерти клуба. Если ваш клиент не рискует потратить деньги даже на покупку месячного абонемента и таких клиентов у вас большинство, то это беда.