Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Корпорации заливают ошибки деньгами». Почему частный бизнес всегда будет эффективнее государственного

«Корпорации заливают ошибки деньгами». Почему частный бизнес всегда будет эффективнее государственного
Фото: архив 66.ru
Стас Березин — совладелец бизнеса по производству рекламных стендов для строителей. Представитель успешного малого предприятия в колонке 66.RU объясняет, почему небольшие фирмы справляются с проблемами проще, чем крупные компании и госкорпорации.

— Сразу оговорюсь, что я веду речь о тех представителях малого бизнеса, которые создают свои компании всерьез и надолго. Я не беру в расчет фирмы, которые распадаются в течение первых трех месяцев существования. Меня интересуют проекты, чьи собственники обладают амбициями и далеко идущими планами, но начинают с нуля, так как не имеют возможности или желания привлекать крупные инвестиции, и хотят пройти весь путь сами.

Вполне допускаю, что сырьевой сектор, металлургия и стройка приносят в бюджет куда больше налогов, чем все предприниматели, но производительность труда, контроль издержек, работа с кадрами в малом бизнесе ведутся гораздо эффективнее. Это при том, что такие предприятия не имеют в своем распоряжении и десятой доли тех ресурсов, что есть у монстров рынка.

Первый фактор. Эффективность бизнеса как нулевая отметка

Малое предприятие не сидит на входящем денежном потоке, постоянном и бесперебойном. Чтобы приносить доход — фирма должна работать. Как правило, у нее нет денежной подушки для страховки от неэффективных решений. Поэтому такие решения мгновенно отражаются на доходе. Сделал некачественный продукт — клиент ушел. Неверно рассчитал затраты — не заработал на сделке. Делал дольше, чем рассчитывал, — упустил другие заказы. Поэтому малый бизнес априори эффективная структура, если она существует, работает и развивается.

Бывают моменты, когда фирма начинает буксовать. Это, как правило, связано с развитием (рост, выход на новые рынки, освоение новых ниш). В эти моменты устоявшаяся система может перестать справляться. Но это всегда временное явление.

Чтобы жить и развиваться, малый бизнес вынужден быть эффективным. В отличие от крупных компаний, где ошибки либо заливаются деньгами (своими, кредитными, бюджетными), либо не сразу всплывают на поверхность. Большой корабль тонет медленно.

Второй фактор. Скорость

Постоянное движение вперед заставляет экономить время, стараясь запихнуть в час максимальное количество дел. Даже в тех компаниях, где системе подчинены 100% процессов, у руководителя всегда не хватает времени, потому что, как только оперативная горячка уходит на плечи помощников или подчиняется некой CRM, на ее место тут же приходят стратегические вопросы: планы, развитие, расширение, оптимизация, продвижение, новые проекты и рынки.
Как следствие — ты делаешь всё больше, но количество дел не уменьшается. Ощущение того, что ничего не успеваешь, становится параноидальным. Даже если ты сделал всё, что планировал на этот день, чувство легкой неудовлетворенности остается.

На своем примере я вижу, как быстро научился принимать решения. Десять лет назад, будучи наемником, я писал на бумажке «позвонить Ларисе, спросить про макет» — и откладывал бумажку в общую стопку. Сейчас я не пишу — я сразу звоню Ларисе. Промежуток времени между желанием сделать и непосредственно действием становится минимальным. Ты перестаешь тратить время на раздумья и серфинг в интернете. Если ты в течение 30 минут не смог оформить некую проблему в план действий — значит нужна помощь: диалог с партнером, приятель из телефона, который соображает, обсуждение с коллективом.

Возможно, именно поэтому предприниматели вроде меня чувствуют себя неуютно в госструктурах и крупных компаниях. Мне просто начинает казаться, что всё вокруг — замедленная съемка, такое «слоумо».

Третий фактор. Прозрачность

Я не про отчетность фирмы перед надзорными органами. Под прозрачностью я имею в виду персонал и организацию его работы. В маленьком предприятии невозможно затеряться, схалтурить, уйти от ответственности. Там все на виду. И если ты не приносишь компании пользу — ты ее покидаешь. В крупных компаниях хватает сотрудников, которые просто просиживают кресло. У любого из нас есть хоть один такой знакомый.

Четвертое. Развитие

Маленький бизнес не может стоять на месте. Он должен постоянно двигаться вперед. Причем в любой плоскости: наращивать мощности, увеличивать объем продаж, находить новые ниши и рынки, осваивать смежные направления. Как только фирма останавливается — смерть. Да, это вечная гонка, и она однажды начинает утомлять. Невозможно постоянно идти на лодке в стремнине. Но вас никто не заставляет всегда быть на веслах.

Поэтому я не понимаю бизнесменов, которые жалуются на то, что достигли потолка и не знают, куда двигаться дальше. Я уверен, что одна из отличительных черт предпринимателей — голод до новых достижений. Постановка задачи и ее достижение: открыть сеть филиалов, оформить франшизу, запустить новый цех, стать самым крутым в своем деле… И деньги здесь лишь индикатор верно принятых решений.

Быть предпринимателем — наркотик. Осознание того, что придуманное тобой начинает работать, создавать рабочие места, приносить деньги, — настоящий восторг. Каждый раз, заходя в цех Фабрики, я ловлю себя на мысли «Неужели это все придумал я!».

— Нет. Не всё, — произносит за моей спиной партнер по бизнесу Дарья Зубакина и отвешивает легкий подзатыльник.

66.RU