Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Тут важна не победа, а участие». Как Алексей Навальный зарабатывает на предвыборной кампании

15 марта 2017, 13:55
Колонка
Кандидат экономических наук, политолог Александр Предеин проанализировал начавшуюся предвыборную кампанию Алексея Навального и пришел к выводу, что в стране процветающей коррупции президент-антикоррупционер никому не нужен. Причем сам оппозиционер это прекрасно понимает. Но менять ничего не будет, потому что даже провальная кампания может принести неплохую прибыль.

Известный оппозиционер в последние месяцы вновь заполонил собой сетевые СМИ, вначале объявив о старте президентской кампании, а затем опубликовав компромат на действующего премьер-министра. В регионах с шумом создаются штабы поддержки, а приближенные к Навальному политтехнологи заявляют о миллионах рублей, присланных на борьбу с коррупцией растревоженными россиянами.

Навальный первым из потенциальных кандидатов заявил о своем участии в президентской гонке и даже опубликовал предвыборную программу. Оставив за скобками рассуждения об истинных целях проекта «Навальный» и возможных тайных его покровителях и бенефициарах, попробуем проанализировать начавшуюся кампанию с точки зрения эффективности применяемых штабом Навального политтехнологий.

В бизнесе на вопрос, будут ли покупатели, отвечают маркетологи. Верное позиционирование товара и сегментирование рынка определят востребованность продукта. Конечно, важно само торговое предложение, бренд, сбытовая сеть и продвижение, но это все потом, главное — ответить на вопросы: что это за товар, каково его место среди аналогов и кто его потребители.

В политике все то же самое: претендующий на выборную должность человек должен выгодно выделяться на фоне конкурентов и мобилизовать к голосованию не всех избирателей, а лишь тех, что составляют целевые группы его поддержки. Вопросы же создания штабов и печать листовок вторичны: количество лайков и репостов, равно как и единиц разбросанной бумажной макулатуры отнюдь не свидетельствуют о ведении эффективной избирательной кампании.

«Тут важна не победа, а участие». Как Алексей Навальный зарабатывает на предвыборной кампании

Кем позиционирует себя Навальный? Любой, кто слышал это имя, ответит: борцом с коррупцией. Долгие годы он и его команда методично раскапывают и публикуют нелицеприятные сведения о теневом бизнесе, тайном имуществе и доходах российских чиновников. Опустив рассуждения о важности, сложности и опасности этой деятельности, давайте зададим вопрос: какое место борьба с коррупцией занимает в умах россиян среди прочих насущных проблем? Уверяю вас: отнюдь не первое. Логические выводы вроде «коррупция ухудшает качество управления, уменьшает инвестиционную привлекательность страны и в конечном счете ведет к уменьшению благосостояния населения и снижению качества человеческого капитала» совершенно недоступны для восприятия сколь-либо значимым числом избирателей. Это всё для экономических форумов и научных статей, но никак не для массового потребителя.

Кроме того, коррупция в массовом сознании россиян вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим. Нашли у губернатора миллиард — ну и что, он же губернатор! Сыновья прокурора занимаются крупным бизнесом — а чем им еще заниматься? Народное возмущение возникает, лишь когда берут не по чину, однако судьбу Анатолия Сердюкова и полковника Захарченко решил вовсе не Навальный. Коррупция намертво въелась в российский быт. Почему возможные пожертвования олигархов в близкие к премьеру фонды должны возмущать учительницу, в начале каждого учебного года заставляющую родителей скинуться в «фонд школы» и «на ремонт», а в конце — «на подарки учителям»? Вгонит ли Навальный в краску терапевта, каждый второй пациент которого несет конфеты и кофе? Проникнется ли идеями Навального молодой следователь, садящийся после напряженной службы в новенький Land Cruiser?

Обратный пример — предприниматели. Они ли не чувствуют удушающую руку коррупции? Вот где, казалось бы, следует искать сторонников скорейшего и бескомпромиссного уничтожения этой заразы! Однако представляют ли бизнесмены жизнь без взяток и откатов, с соблюдением строительных норм и честной уплатой всех налогов? Давайте честно: едва ли не любой крупный торговый объект возведен с нарушением всего и вся (со сносом памятников архитектуры, самовольным увеличением этажности и т.д.), и если бы не коррупция — большинство современных зданий не были бы построены вовсе. Способны ли российские бизнесмены работать на свободном рынке, предпочитая откатам честное продвижение? Те, кто способен, часто находят себя в Европе, с тамошней стабильностью, в том числе и в части прибыли.

«Тут важна не победа, а участие». Как Алексей Навальный зарабатывает на предвыборной кампании

Как пошутил как-то один медийщик, к слову, близкий к штабу Навального, «если бы не коррупция, мы меньше бы заработали, а наши дети пошли бы в армию». Мнение о нормальности коррупции как явления и допустимости извлечения пользы для себя разделяют многие и многие россияне. Мнение порочное, недалекое, но укоренившееся в народном сознании сквозь века, судя хотя бы по свидетельствам известных всем писателей XVIII–XIX столетий.

Скажете, а как же пенсионеры? Разочарую вас: пенсионеры — это те же бывшие учителя, милиционеры, рабочие и служащие, каждый из которых наверняка если не брал, то давал, к обоюдной выгоде сторон. С каким упоением пожилые люди вспоминают, как «по блату» и за мзду «доставали» в советском прошлом копченую колбасу и мороженую горбушу! Не с сожалением тотального дефицита и нищеты тех лет, но с осознанием своего превосходства над современниками (нам доставалось, а им нет). Тот, кто «при кормушке» — богат и удачлив, кто далеко от нее — недотепа и дурак, увы, так рассуждали и раньше, и сейчас.

Одним словом, позиционирование Навального в роли антикоррупционера не оставляет ему шансов всерьез бороться за президентский пост, хотя бы по причине отсутствия значимых целевых сегментов поддержки среди избирателей.

«Тут важна не победа, а участие». Как Алексей Навальный зарабатывает на предвыборной кампании

Теперь обратимся к содержательной части избирательной программы. Забегая вперед, сообщу читателям, что я не стану детально комментировать программу Навального по сути. Меня интересует лишь, как эта программа воздействует на целевые аудитории его обращения. На чиновников и олигархов, на журналистов и потенциальных спонсоров кампании, наконец, на сам народ. Вопреки канонам политтехнологий, программа Навального опубликована на старте избирательной кампании. К слову, интернет-гуру, окружившие кандидата, не удосужились сделать прямую ссылку с обычного сайта Навального на предвыборный сайт, поэтому программу приходится в прямом смысле гуглить.

Итак, в первом же абзаце Навальный обращается с ультиматумом к олигархам, заявляя, что заставит их уплатить разовый налог ввиду несправедливо приватизированных активов. Известно ли человеку, называющему себя кандидатом в президенты, какую роль в современной России играют олигархи? Догадывается ли он, как будут голосовать жители подконтрольных олигархам моногородов, коих в стране великое количество? Пожалуй, промолчу о финансировании гигантской избирательной кампании, минимально необходимый размер которого — 150–200 млн долларов.

Следом за олигархами Навальный набрасывается на чиновников, обещая им «радикальное сокращение». Добавит ли это ему голосов, или не желающие сокращаться чиновники завернут ему все возможности для агитации?

«Тут важна не победа, а участие». Как Алексей Навальный зарабатывает на предвыборной кампании

Следующий пункт программы обещает освободить от налогов и отчетности индивидуальных предпринимателей с небольшим доходом. Знает ли господин кандидат, сколько в стране таких? А главное, известно ли ему, что главная проблема микробизнеса в России — вовсе не налоги или отчетность, а банальное отсутствие денег у покупателей их услуг и товаров?

Четвертый и самый обсуждаемый в прессе и соцсетях пункт программы Навального — увеличение минимальной зарплаты россиян до 25 000 руб. Вроде бы правильно, с бедностью нужно бороться, может быть, кандидат рассчитывает на голоса тех людей, кто сегодня зарабатывает меньше этой суммы? А именно — на младший медицинский персонал больниц, воспитателей детских садов или начинающих учителей? Вдруг в расчете на повышение доходов за Навального проголосуют кондукторы муниципальных транспортных предприятий и младшее чиновничество? Вынужден разочаровать: подавляющее большинство таких избирателей крепко связаны с действующей властью и составляют ядро влияния пресловутого «административного ресурса». Именно эти категории дисциплинированно голосуют на выборах за кандидатов от власти, послушно отчитываясь руководству фотографией галочки в бюллетене, сделанной на сотовый телефон.

Остаются еще официанты кафешек и продавцы магазинчиков и киосков, зарабатывающие меньше 25 000 руб. Да, остаются, но или на рабочих местах (малый бизнес у нас работает без выходных), или заслуженно отдыхают в воскресенье. Это в основном молодежь, традиционно «голосующая ногами», разбудить которую не удавалось у нас еще никому.

Можно продолжать далее, но политические манифесты мало кто прочитывает до конца. Первые четыре пункта программы человека, собирающегося (на словах) возглавить нацию, направлены мимо целевой аудитории, в пустоту. Остальные тоже не блещут оригинальностью, в основном это сугубо декларативные утверждения вроде «надо стремиться от платного образования к бесплатному» или «России выгодно сближение с Европой». Даже конкретные вроде бы обещания вроде введения визового режима со Средней Азией никак не раскрыты и не подкреплены цифрами и фактами, позволяющими человеку осознанно согласиться с ними.

«Тут важна не победа, а участие». Как Алексей Навальный зарабатывает на предвыборной кампании

Отдельно хочется остановиться на региональной специфике. Не берусь судить о всей стране, но в Екатеринбурге Навальный изначально сделал ставку на активистов, тесно связанных с местной администрацией. Один менеджер проекта Навального работает начальником службы квартальных, вторая — заседает в городской общественной палате, третья — получает многомиллионные подряды убыточного МУПа. Рупорами Навального выступают СМИ, традиционно находящиеся в сфере влияния мэрии. Известна ли мэрия Екатеринбурга кристальной чистотой своих рядов и отсутствием намеков на коррупцию? Станут ли не слишком многочисленные екатеринбуржцы, искренне не терпящие коррупцию, сторонниками кандидата Навального? Очередной, видимо, риторический вопрос.

Беглый анализ избирательной кампании Навального позволяет сделать выводы, что позиционирование кандидата исключает приобретение последним значительного числа сторонников, вкупе с невнятной программой оно не отвечает целям победы или хотя бы деятельного участия в грядущих выборах. Зачем вести дорогостоящую кампанию без всякой надежды на приемлемый результат? Потратить сотни миллионов — и получить доли процента или остаться незарегистрированным?

К сожалению, напрашивается лишь один вывод. Если неочевиден результат, может пригодиться процесс. Другими словами, даже при недопуске к выборам, что весьма вероятно, Навальному и его команде удастся собрать внушительную сумму денег и наверняка неплохо заработать. Чем сильнее власть будет их прессовать, тем больше найдется жалостливых жертвователей. Не этим ли объясняются ежедневные сообщения штаба «мы собрали рекордные миллионы рублей»? Просьбой внесения средств заканчивается едва ли не каждое обращение Навального и его штаба к читателям и потенциальным сторонникам. Зарабатывать на недовольстве коррупцией цинично, впрочем, цинизм свойственен всем политикам, вне зависимости от политической окраски.

Штабы Алексея Навального внесены Росфинмониторингом в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму.

Штабы Навального признана в РФ организацией, выполняющей функции иностранного агента

Фото: архив 66.ru