Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатерина Петрова: Патриотизм как чрезвычайная ситуация

13 августа 2015, 10:38
Колонка
Екатерина Петрова: Патриотизм как чрезвычайная ситуация
Фото: Евгений Лобанов; 66.RU
Эксперт в области госзакупок всего через сутки после своей первой колонки на 66.ru снова рассказывает о «чрезвычайных» контрактах. В этот раз ей на глаза попался подозрительный тендер на размещение в Сухом Логу беженцев с Украины. Помогать бегущим от войны людям — дело хорошее, считает Екатерина Петрова, но добавляет: и здесь, похоже, нашлась лазейка для несправедливого расточительства.

Не секрет, что в Свердловской области проживает уже достаточно много беженцев с Украины. И это правильно, это хорошо, что у нашего региона есть возможность их принять, разместить, помочь им трудоустроиться и реабилитироваться в новой для них стране. Людям, убегающим от войны, нужно помогать, тем более когда речь идет о целых семьях, о детях и стариках.

У нас в регионе есть несколько пунктов, где размещают беженцев. Один из них находится в городе Сухой Лог. Об этом пункте много писали еще в самом начале переселения. Тогда журналистам пожаловался кто-то из беженцев: сообщил, что в Сухом Логу созданы ужасные условия, жить, одним словом, там невозможно.

В сентябре 2014 года туда даже ездил депутат Государственной Думы Александр Петров. Свой визит он прокомментировал вот так: «Причина была в отсутствии у муниципалитета денег. На днях правительство их выделило. Активнее стали и местные жители, принесли фрукты. В пункте нестандартная психологическая ситуация — в нем находятся семьи с 54 детьми. Сейчас все довольны и улыбаются».

По данным на июнь 2015 года, в пункте находились 74 человека. Проживают они в здании бывшего санатория-профилактория Сухоложского механического завода. Это предприятие принадлежало государству, но было ликвидировано после банкротства в 2007 году. А здание, о котором идет речь, продали в счет погашения долгов перед кредиторами. Оно пустовало до тех пор, пока ему не нашли новое, гуманитарное применение.

Казалось бы, хорошая и правильная история. Но и здесь, видимо, нашлись люди, увидевшие в потоке беженцев возможность не очень честно заработать.

Чтобы объяснить, что происходит, я вам напомню схему заключения государственных контрактов, которую я описывала вчера. Суть ее в том, что умные чиновники объявляют в муниципалитетах чрезвычайную ситуацию, чтобы отдать жирный заказ «нужным людям». Делают они это потому, что законодатель разрешает распределять бюджетные средства без конкурсов, минуя публичные торги в случаях ЧС. И иногда «чрезвычайность» создают искусственно.

Так вот, в Сухом Логу этой схемой, похоже, воспользовались. Оказывается, беженцы с Украины — это чрезвычайная ситуация. Потому что именно под предлогом ЧС здание для них нашли безо всяких торгов (вот ссылка на контракт, если хотите убедиться лично).

Но самое занятное даже не это. А то, кто и за какие деньги госзаказ исполнил. Дело в том, что за несколько дней до заключения контракта здание в срочном порядке продавалось. Вот это объявление.

В итоге контракт без торгов получил ИП Возженников Владимир Вячеславович, совмещающий статус предпринимателя с должностью депутата Городской думы Сухого Лога от партии «Единая Россия». Очевидно, именно он купил никому не нужное до того здание и предложил его в качестве пункта для временного содержания бегущих от войны людей.

Помещения депутат Возженников приобрел за 5 млн рублей. А за год, согласно условиям госконтракта, за предоставление этих помещений беженцам он заработал 12 млн. Хороший бизнес, правда? И опять же — почему бы и нет?

Но мне не дает покоя простая арифметика. Согласно условиям аренды, за каждого человека, размещенного в пункте, государство платит депутату 440 рублей в сутки — только за проживание, то есть 13 тысяч рублей за одного человека в месяц. Согласно данным, размещенным вместе с муниципальным контрактом, в одной так называемой квартире у Владимира Возженникова проживают по 3–4 человека, а в некоторых — по 2 семьи. Таким образом, каждый месяц за аренду одной квартиры он получает из бюджета как минимум 39 000 рублей (это при условии, что в ней живут всего три человека). А максимум, на который может рассчитывать владелец пункта временного содержания беженцев, — это 92 000 рублей с квартиры (в которой находятся семь человек).

А теперь вам обязательно нужно посмотреть объявления об аренде жилых помещений в городе Сухой Лог. Вот три предложения, которые попались мне:

Понимаете, к чему я клоню? Рыночная стоимость аренды квартиры в Сухом Логу как минимум в 3,5 раза ниже тех ставок, которые получил спасающий беженцев депутат. Спасибо «чрезвычайной ситуации».