Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатерина Петрова: Как украсть 52 миллиона? Один простой способ нажиться на госзакупках

12 августа 2015, 07:58
Колонка
Екатерина Петрова: Как украсть 52 миллиона? Один простой способ нажиться на госзакупках
Фото: Евгений Лобанов; архив 66.ru
Новый колумнист 66.ru — эксперт-практик в деле государственных тендеров (честных и не очень). На реальном примере из маленького города Дегтярска она расписывает банальную и очевидную схему, благодаря которой тем не менее чиновники раздают жирные заказы женам, братьям и друзьям.

Когда меня просят рассказать что-нибудь про то, как заработать на госзакупках, я, если честно, немного расстраиваюсь. Во-первых, мне печально осознавать, что многие воспринимают государственные закупки как нечто неизведанное и непонятное, где «заработать» равнозначно «открыть тайну бытия». А во-вторых, когда меня просят рассказать о госзакупках, я понимаю, что от меня ждут историй о том, как можно получить сверхприбыли или банально украсть бюджетные деньги.

Ну что ж. Спрашивали — отвечаю.

Способов махинаций в этой сфере описано очень много. ОНФ даже создал целую методичку о самых распространенных схемах. Достаточно открыть Кодекс об административных правонарушениях и статьи, относящиеся к сфере госзакупок, — вот там все способы найдете. Заодно почитаете о наказании за их применение.

Самый простой способ — быть женой / дочерью / одноклассником / лучшим другом какого-то предприимчивого чиновника. В таком случае вы можете получить подряд у государства или даже целую программу развития чего-нибудь важного и денежного.

Хотя родиться родственником или быть другом чиновника тоже недостаточно. Чтобы закупка досталась именно вам, ее нужно «спрятать» от глаз ненужных вам конкурентов. Раньше, например, от проклятых соперников прятались, используя латинские буквы в названиях тендеров на сайте госзакупок. Поиск оказывался бессилен — и назойливый конкурент банально не мог обнаружить нужный ему конкурс.

Сейчас такое не практикуют, потому что за это научились наказывать. Зато появились другие способы. Например, популярные до сих пор: заточка техзадания под конкретного производителя; требование документов, не предусмотренных законом, лицензий, членства в СРО; до недавних времен был популярен «таран» (способ, основанный на демпинге); махинации с критериями оценки заявок. Хотя это всё для «простых смертных».

В последнее время набирает обороты другая схема, на ней я хочу остановиться немного подробней. Назовем ее «чрезвычайная ситуация».

Федеральная контрактная система предусматривает возможность заключения контрактов без проведения торгов. Называется это «закупка у единственного поставщика». В законе есть исчерпывающий перечень оснований, допускающих заключение такого контракта, и их 43.

Одно из оснований, которое нас интересует больше всего, — «закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы». Согласно Гражданскому кодексу РФ, непреодолимая сила «характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств». Это важно запомнить.

Ну так вот. А теперь представьте, что вы — жена депутата городской думы, ну скажем, города Дегтярска. А еще ваш муж раньше работал в одной компании с нынешним мэром города Дегтярска. Очень амбициозным и любящим тему ЖКХ. (То есть условие о вашем рождении женой или другом предприимчивого чиновника как бы соблюдено.) У вас есть бизнес в сфере ЖКХ (как удачно совпало, да?). И вам очень нужен контракт, ну скажем, на строительство котельной за 52,74 млн рублей. Как его получить при условии достаточно развитого рынка и жесткой конкуренции, ещё и чтобы цену не снижать? Правильно — необходимо, чтобы мэр принял постановление о чрезвычайной ситуации в городе и отдал вам контракт без проведения торгов. Вот и всё, весь секрет.

Если честно, это реальная история (вот ссылка на тендер), и в ней прекрасно всё.

Во-первых, согласно постановлению об объявлении ЧС в Дегтярске, этот режим ввели из-за… внезапно наступившего отопительного сезона. Это так по-российски.

Во-вторых, за год до принятия режима ЧС фирма-подрядчик, которой отдали контракт, уже получила заказ на разработку проектной документации этой котельной. То есть за год до так называемой чрезвычайной ситуации власти города уже знали о предстоящей аварии на сетях (если она вообще была, в СМИ я такой информации не нашла) и планировали ее предотвратить путём строительства новой котельной. Всё как бы правильно, но при чем здесь устранение последствий ЧС?

В-третьих, ожидаемым эффектом от реализации плана мероприятий по устранению последствий ЧС в городе является… изменение схемы теплоснабжения. Прекрасно, правда ведь?

Ну и в завершение этого небольшого рассказа я могу вас уверить, что такой способ получения сверхприбылей на госзакупках достаточно распространен и действенен. Например, мой челябинский коллега из «РосПила» Валера Золотухин таких контрактов нашел уже на сумму, превышающую 30 миллиардов рублей.

Успевайте, господа бизнесмены, очень скоро этот способ канет в Лету так же, как некогда популярная латиница. К слову, заявление в прокуратуру с просьбой обратить внимание на «чрезвычайный» госзаказ в Дегтярске я уже написала.