Когда я только переехал в Китай, я понятия не имел, чем буду заниматься. Это была авантюра в чистом виде. На тот момент у меня было небольшое производственное предприятие в Екатеринбурге. Мне было 27. И все было стабильно. Но меня страстно тянуло за рубеж. Просто физически тянуло.
Я продал все что у меня было. Бизнес, автомобиль, сноуборд — все. И переехал. Это был самый нелепый и самый правильный поступок в моей жизни. Первые два года я учил китайский язык. Я инвестировал в голову. Если вы думаете, что китайский невозможно выучить, то это не так. Возможно. Это такой же проект, как и все остальное. Просто нужно заниматься.
Потом я начал вести блог, в котором рассказывал о своей новой китайской реальности. Я пребывал в постоянном культурном шоке. Все вокруг меня было другим. Новым. Непонятным.
Я всегда очень хотел писать. Но совершенно не умел это делать. Когда моя мама читала мои тексты, она шутила: «Гриша, это мрак, я вообще не понимаю, как ты закончил школу, у тебя по ошибке в каждом слове». Ну, а что делать? Я продолжал писать.
Постепенно блог оброс лояльной аудиторией читателей. Через два года мои посты стали намного грамотнее. Я подтянул свой китайский и примерно в это же время серьезно увлекся чаем.
Китайские чаи манили и удивляли меня своим разнообразием. И однажды я понял, что насобирал уже столько материала на эту тему, что можно запустить отдельный сайт. Так появился проект RealChinaTea.ru. Чуть позже я интегрировал в него интернет-магазин, и моя жизнь рванула вверх.
Думаю, это был один из самых быстроокупаемых проектов в истории Рунета. Первыми заказчиками стали лояльные читатели моего блога, которые знали меня на протяжении уже долгого времени. Когда они получили первые посылки с чаем, ко мне стали приходить их друзья и друзья друзей. Так, по сарафанному радио, весть о том, что я делаю, разошлась по городам России.
Я ездил по всему Китаю с рюкзаком и камерой в поисках новых сортов, плантаций, фермеров. Это было невероятно увлекательно! Одновременно я писал огромное количество контента прямо с мест событий и делал сотни снимков. Каталог чаёв рос. Клиенты получали исключительный товар и консультации. Они возвращались вновь и вновь. Так моя идея постепенно и гармонично начала превращаться в бизнес.
Я не хотел большого бизнеса. Я его боялся. Мне так нравилось это чувство легкости и воздушности, которое я приобрел тут, в Китае. Мне так нравилась концепция низких накладных и высокой эффективности, что я строил проект с самого начала исходя из этого видения. Сегодня в нашем китайском офисе работают всего 10 человек. И мы офигенно эффективны. Все, что нам не хочется делать самим, — мы отдаем на аутсорсинг, высвобождая максимум времени, чтобы ездить по Китаю и разыскивать новое и новое!
Думаю, наш секрет успеха в том, что мы не замыливаемся на торговле, но оставляем себе много места и времени, чтобы поржать. Мы постоянно хохочем и придумываем что-то новое. Иногда мы делаем вещи, которые идут вразрез с прибылью и здравым смыслом. Но в итоге каким-то удивительным образом они превращаются в успешные направления.
Мы сейчас занимаемся и чайным оптом, и розницой, и хорекой, но я хочу рассказать о чайном туризме. Потому что сама идея чайных туров — это огонь! Она сложная, безумная, трудозатратная, но она изначально обречена на успех. Обожаю такие находки!
Однажды я стоял на берегу и медитировал, глядя за линию горизонта. Ко мне подошел очень высокий, совершенно лысый взрослый мужчина европейской внешности, протянул руку и по-русски сказал: «Здравствуй, Гриша, меня зовут Игорь Середкин, я читал твой блог».
Так началась наша крепкая дружба с Игорем. Игорь на поколение старше меня. Он прожил несколько жизней. Сначала работал в науке — в ядерной физике. Потом был успешным предпринимателем в сфере IT-разработок.
А потом оставил все и начал путешествовать по миру. Иногда мне кажется, что он был везде. Это человек-энциклопедия. Думаю, я не встречал более эрудированных людей, чем он. На тот момент Игорь занимался организацией нестандартных туров в Индию, Непал, Тибет и другие невероятные страны.
Мы оказались совершенно на одной волне. Такое бывает удивительно редко. Мы понимали друг друга на уровне вибраций. И вот однажды Игорь мне позвонил и сказал: «Гриша, настало время организовать чайные туры, давай отожжем так, чтобы потом улыбаться и гордиться». Через час мы обсуждали детали.
У нас было огромное количество сомнений, опасений и страхов. Мы не знали, кто к нам приедет, как все это организовать, как выстроить чайные занятия, что рассказывать в исторических мини-лекциях, как договориться с фермерами в горах, чтобы они пустили к себе… У нас было три миллиона «как?». И это нас подстегивало еще сильнее.
Мы потратили полтора месяца в горах провинции Фуцзянь, для того чтобы проложить маршрут, найти самые интересные места, договориться с китайцами на местах и организовать логистику. Мы провели сотни часов в обсуждениях, дискуссиях и оперативках.
Расписание десятидневного чайного тура получилось динамичным. Каждый день — новое место. Каждый день — новые горы. Новые сорта чаев. Новые знания. Постоянная движуха и эмоции. Короче, наш стиль.
Мы объявили набор первой группы. И привязали время проведения тура к сезону сбора чая. Мы всегда так делаем, чтобы туристы могли поучаствовать в сборе и производстве. Это самое интересное.
Группа набралась полной. 15 человек. К нам приехали очень разные люди. Из разных городов и даже стран. Разных возрастов и социальных статусов. Эту первую группу я буду помнить всю свою жизнь. Но все прошло так гладко и на такой высокой ноте, что прощались мы как лучшие друзья. После этого тура мы решили продолжать. И жечь!
Когда вы организовываете что-то нестандартное, что никто до вас не делал, да еще и в другой стране, приходится все придумывать из головы. Тут невозможно сделать лучше или хуже — тут возможно сделать только так, как сам придумал. Это совершенно невероятное ощущение! Свободное пространство для творчества.
Для того чтобы эффективно работать с китайцами, нужно быть настоящим буддистом. Всепрощающим и спокойным. Мы же не останавливаемся в пятизвездочных отелях, где все предсказуемо. В наших местах их просто нет. Китайцы, живущие в горах, в отрыве от цивилизации, обладают совершенно иной логикой, и поведенческие нормы тут совсем другие. «Да» не всегда означает «да». А «нет» — не всегда «нет». Поначалу это взрывает мозг. И нужно быть абсолютным человеколюбом, чтобы все это принять. Вы не представляете, как это развивает.
Вы можете дважды позвонить водителю автобуса и сказать, чтобы он завтра подъезжал к девяти. Но двух раз недостаточно. Он забудет. Нужно позвонить шесть! А лучше семь. И еще дважды — с утра. Это невозможно понять на уровне логики. Это понимаешь только с опытом.
Вы не можете договориться с кем-то и быть уверенным, что это так и будет. Это обязательно будет по-другому. Единственный способ не поседеть раньше времени в Китае — это принимать все таким, как есть. Каждый свой тур мы начинаем с инструктажа — одними и теми же словами: «Откажитесь от ожиданий». И это работает.
К нам приезжают удивительные люди. Директора, профессора, финансовые аналитики, мистики, рекламщики, йоги, люди, занимающиеся цигуном и другими практиками, студенты, писатели…
Мы с Игорем не ищем подход к каждому, мы просто ведем себя совершенно естественным образом, со всеми своими странностями и приколами. И, наверное, именно поэтому все складывается.
За три года проведения туров мы откатали программу до идеальной. Это сейчас все очень спокойно и безопасно. Мы знаем каждый поворот на маршруте. Но первые группы были невероятно трудозатратными. Огромная ответственность. Нас это здорово эмоционально выжимало. Но потом все это с лихвой возвращалось в благодарностях туристов.
Однажды наша туристка, взрослая женщина, упала с моста в реку. Она фотографировала там, где не было ограждения, и потеряла равновесие. Что делать? Я прыгнул за ней. Мы ее выловили и высушили. Все, конечно, обошлось. Потом у нее даже заработал фотоаппарат. Но тогда мне было совсем не до смеха.
В другой раз мы попали на настоящую деревенскую свадьбу в горах провинции Юньнань. В двадцати километрах от границы с Лаосом. Это такие чистые эмоции, которые невозможно предугадать или спланировать! Мы были первые в истории белые люди, которые оказались в этой деревушке. Представляете, как нас встретили?!
В одном из последних туров мы случайно попали в заросли марихуаны. Наши туристы сделали, наверное, несколько тысяч снимков за десять минут. Кстати, местные жители добавляют листья конопли в чай. Это не оказывает никакого эффекта, потому что те вещества, о которых вы думаете, не экстрагируются в воде. Но это придает чаю особенный аромат.
Чайные туры дают нам обратную связь с миром. И возможность общения с интереснейшими людьми на русском языке. Что для нас, живущих в Китае, является своего рода деликатесом.
Мы — и учредители, и организаторы, и гиды этого проекта. Любой консультант по эффективности бизнеса забанил бы нас с этой идеей. Доказывая рентабельность торговли по сравнению с туризмом. Но кем бы мы были, если бы не занимались тем, чем хотим?!
Для меня это счастье, когда ты показываешь Китай таким, каким его никто не ожидает увидеть. Мы переворачиваем стереотипы о Китае. Определенно.
Мы провели уже очень много туров. Я не знаю, во что это вырастет завтра. Наверное, мы станем очень знаменитыми.
Я думаю, каждый может делать что-то подобное в той сфере, где он работает. Самое главное — быть в хорошем смысле фанатиком. Кризисы, конкуренты и прочие напасти не имеют никакого значения, если ты постоянно придумываешь что-то новое. И к черту консультантов! Да, и больше хохотать!
Фото: личный фотоархив Григория Потемкина
Если всё правда то конечно круто.
Источник - http://zyalt.livejournal.com/117…
так вот в чём причина!
пестициды забили уретру!
Ребятки, дорогие мои, Екатеринбург - это "зона рискованного земледелия". Тут так чертовски мало солнца. Ищите его в себе. Там безлимитно! Я проверял.
Всех обнимаю. Гриша. ))