Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Владимир Чуров: «У единороссов на выборах сейчас только один конкурент»

27 ноября 2012, 13:30
Колонка
Глава ЦИК — о растущей конкуренции на выборах, едином дне голосования, двухметровых бюллетенях и о том, чем мы лучше Америки.

Конкуренция на выборах растет. Этому способствуют последние изменения в российском законодательстве — прежде всего либерализация положений о партиях. Их участие в качестве избирательных объединений в единый день голосования 14 октября уже привело к увеличению конкуренции на выборах. Пока, может быть, не в тех масштабах, которых мы ждали. Особенно мало желающих выдвигаться в кандидаты в главы местного самоуправления, но там традиционно конкуренция была самая слабая.

К сожалению, принятые изменения в законодательство пока не привели к кардинальному изменению количества выдвинутых от партий кандидатов. На протяжении последних нескольких лет в нашей стране в основном конкурируют между собой две партии — «Единая Россия» и партия самовыдвиженцев. На октябрьских выборах было зарегистрировано примерно 60 тысяч кандидатов всех уровней, из них каждый третий — единоросс, эта партия выдвинула более 20 тысяч кандидатов. А самовыдвиженцев на этих выборах было 23 тысячи человек. Остальные парламентские партии даже близко к этим цифрам не подошли — в среднем они выдвинули от 4 до 6 тысяч кандидатов.

Что касается единого дня голосования, которым решено сделать второе воскресенье сентября, то нам, честно говоря, это совершенно неважно. Избирательная система готова к проведению голосования в любой день, хоть 1 января.

Сейчас мы думаем над новой формой бюллетеня. Использование технических средств в избирательном процессе будет продолжаться, но КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней для автоматизированного подсчета голосов) пока запрограммированы только на принятие бюллетеня длиной 60 сантиметров. А начавшееся увеличение числа партий, выдвигающих свои списки, приведет к тому, что бюллетень может получиться длиной около двух метров! Нам придется перепрограммировать комплексы обработки избирательных бюллетеней, деньги на это есть. И, кстати, число КОИБов мы увеличиваем: в следующем году ими будет оснащена примерно четверть всех избирательных участков в стране.

Веб-камеры тоже на участках останутся. Мы подготовили законопроект о легализации института веб-трансляции с избирательных участков, схема такая: разделить выборы по уровням. Предполагается, что на федеральных выборах — например, президента или в Госдуму — веб-трансляция будет обязательной, за счет федерального бюджета. На выборах региональных веб-камеры тоже будут работать, но уже за региональные деньги. Обязательную трансляцию с выборов в органы местного самоуправления может оплачивать либо регион, либо муниципалитет — тут уж как договорятся. Ну, а во время голосования в муниципальных образованиях веб-трансляция будет проводиться в зависимости от желания и наличия денег у местных властей.

С чем у нас точно нет проблем — так это с явкой. 14 октября на выборах всех уровней средняя явка избирателей по стране превысила 40% — эта цифра мало чем отличается от усредненных показателей последних 5 лет. Нет проблем, кстати, и с учетом избирателей. Мы вместе с несколькими общественными институтами проанализировали прошедшие выборы президента США, так вот там из примерно 240 миллионов потенциальных избирателей в списки, по разным причинам, не включили около 21 миллиона человек. Эти люди не смогли прийти и проголосовать. У нас же в России погрешность избирательных списков — менее одного миллиона человек, примерно 600 тысяч. Этот показатель лучше не только американского, но и европейского.

Когда нас спрашивают, почему мы не публикуем списки избирателей, как в некоторых европейских странах, мы отвечаем: в России это запрещено. Зато уже больше года на сайте ЦИК и местных избиркомов действует интерактивный сервис, с помощью которого каждый избиратель, введя свои персональные данные, может уточнить свое нахождение в списке либо, если что-то неправильно, подать заявку на корректировку данных. Этой услугой за год уже воспользовалось более 400 тысяч избирателей.

(Колонка написана по материалам видеоконференции «Избирательное законодательство в современной России»)