Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сергей Пирогов: Рынок мороженого стагнирует. Но мы растем

29 июня 2011, 17:34
Директор Хладокомбината №3 Сергей Пирогов в интервью 66.ru рассказал, почему россияне едят в шесть раз меньше мороженого, чем жители США.

Хладокомбинат № 3 ввёл в эксплуатацию новейшую автоматизированную линию по производству мороженого в вафельном стаканчике, тортов и рулетов «IGLO LINE 20000» производства польской компании «Ice Group».

— Линия обошлась в 800 тыс. евро. Срок окупаемости, по нашим расчетам, составит 3,5-4 года. Благодаря новой линии мы можем в четыре раза увеличить производство самого популярного мороженого — в вафельном стаканчике.

— Сейчас на Урале, кажется, наконец, наступило лето. Насколько сейчас комбинат загружен работой?
— Все зависит от спроса. Мощность этой линии — 20 тыс. штук в час. Мы не работаем на склад. Сейчас если погода наладится, то линия будет работать хоть круглые сутки. Надо учитывать, что мороженое — сезонный продукт — летом потребление увеличивается примерно в четыре раза. Именно поэтому на этот период мы нанимаем дополнительно временный персонал.

Заранее испеченные вафельные стаканчики вручную вставляются в специальные места в линии.

— Для любого рынка очень важно, чтобы спрос ежегодно увеличивался, поскольку в ином случае производителям очень сложно развиваться. Как меняется объем рынка мороженого в последние годы?
— Никак. Рынок мороженого стагнирует с начала 90-х годов. Это обусловлено вкусовыми пристрастиями. Дело в том, что в отличие от Европы и США в России 70% потребления приходится на порционное мороженое, а на Западе наоборот — пользуются спросом семейные упаковки, ванные, большие стаканы. Они покупаются для семейного потребления. У нас же в советском союзе такого продукта в принципе не производилось. Именно поэтому нет у людей привычки покупать мороженое в большой упаковке. Плюс на Западе очень много потребляется мороженого в ресторанах и кафе. У них совсем другие традиции проведения времени вне дома. И это тоже накладывает свой отпечаток.

Плюс к тому в США, которые являются лидером по потреблению мороженого в мире (14-15 кг в год на человека), данный продукт входит в рацион армии еще с 60-х годов. Были даже случаи, когда во время войны во Вьетнаме, солдаты отказывались идти в бой, потому что им не привезли мороженое.

— Хладокомбинат № 3 — по сути, единственный крупный местный производитель мороженого. Но в последние годы все активнее на рынок заходят федеральные компании. Как Вы оцениваете долю вашего Комбината?
— В среднем россиянин съедает 2,5 кг мороженого в год. Таким образом, весь областной рынок составляет примерно 12 тыс. тонн в год. Основные игроки рынка — это мы, компания «Инмарко» и «Русский холод». Я не могу оценить положение наших конкурентов, но наша доля составляет 35-40% рынка мороженого Свердловской области.

На первом этаже Хладокомбината варится и дозревает смесь (из натурального молока, масла, сахара) для мороженого. Ее температура +4 градуса. Она подается по большим синим трубам на линию.

— Я сам очень люблю мороженое. Признаюсь, что все чаще в супермаркете покупаю мороженое ваших конкурентов. А как меняется доля Вашего Хладокомбината на рынке?
— В 2008 году, когда я пришел на предприятие, мы производили и продавали около 4 тыс. тонн. Сейчас этот показатель составляет 8 тыс. тонн. Конечно, это увеличение произошло, в том числе и за счет поставок в другие регионы (от Москвы до Хабаровска). Но тем не менее Урал и Свердловская область — наш традиционный и ключевой рынок. Я думаю, что доля на нем увеличилась раза в полтора.

— Каково соотношение в ваших продажах между местным рынком и другими регионами?
— Порядка 60% приходится на Свердловскую область, остальное — в других регионах.

— Какова рентабельность бизнеса по производству мороженого?
— Что касается нашего предприятия, то это коммерческая информация. Но в целом по отрасли она не превышает 15%. В себестоимости 70% приходится на сливочное масло и молоко.

Затем стаканчики с мороженым попадают в морозильную камеру, температура в которой −36 градусов. Там они находятся в течение 35 минут.

— На молочном рынке, который смежен с вашим, есть тенденция поглощения региональных компаний крупными мировыми брендами. Происходит ли нечто подобное на рынке мороженого?
— Последний раз крупная покупка состоялась зимой 2008 года, когда мировой концерн Unilever приобрел лидера российского рынка — компанию «Инмарко». Тем самым они сразу получили большую долю рынка. Они покупали от безысходности. Unilever до этого дважды пытался самостоятельно выйти на российский рынок, но оба раза неудачно. В третий раз они просто решили купить лидера. И покупали, по сути, не производственные мощности, а долю рынка. Перед этим было еще крупное слияние нескольких московских производителей в единый холдинг.

— А к Вам поступают предложения о продаже комбината?
— Поступают. И мы их рассматриваем.

Замороженные стаканчики упаковываются при помощи трех машин RAPID 9000. Производительность каждой — 150 штук в минуту.

— Как оценивается бизнес по производству мороженого, сколько годовых оборотов готовы платить покупатели?
— Если судить по сделке Unilever и «Инмарко», то речь идет об 1,3 годовых оборотов. Но это было еще до начала кризиса. Как оценивают сейчас, сказать точно не могу.

— Есть ли какая-то вероятность, что потребление мороженого начнет увеличиваться и рынок выйдет из стадии стагнации?
— Для этого должен произойти перелом в потреблении. Он происходит, но очень медленно. Шесть-семь лет назад доля порционного мороженого составляла 80%, а сейчас она 65-70%.