Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сергей Кульпин: нам нужны сильные банковские институты

1 февраля 2011, 13:40
интервью
О выплатах вкладчикам банка «Монетный дом» и эффективности системы страхования вкладов беседуем с управляющим Уральского филиала ВТБ24.

Прошлый год закончился весьма бурными событиями: Центробанк лишил лицензии сразу несколько банков. Общим итогом: за 2010 год число банков в России сократилось на 52. Поочередные отзывы лицензий у банков вызвали заметный ажиотаж среди населения. И хотя система страхования вкладов не дала сбоя, сложности были. В первую очередь, из-за большого числа вкладчиков, обратившихся за возмещением.

Как на самом деле обстоит ситуация со страховыми выплатами и как работает система страхования вкладов, за бизнес-завтраком мы беседуем с Сергеем Кульпиным, управляющим Уральского филиала ВТБ24. Напомним, в конце прошлого года банк выиграл конкурс по отбору банков-агентов для выплаты страхового возмещения вкладчикам банка «Монетный дом». Всего банки-агенты должны вернуть вкладчикам лишившегося лицензии банка рекордную сумму — 5,3 млрд рублей. Таких выплат в истории российской системы страхования вкладов еще не было.

Сергей Кульпин
управляющий Уральским филиалом ВТБ24


Родился: 9 декабря 1973 года в Барнауле.
Образование: Алтайский государственный университет, экономист.

Карьера: в 1996 году начал карьеру банковского служащего. Работал бухгалтером, экономистом, экспертом в ряде коммерческих банков.
В 2001-2005 гг. последовательно занимал должности ведущего специалиста кредитного отдела, начальника кредитного отдела, начальника управления кредитования филиала «Алтайский» ЗАО КБ «ГУТА-БАНК»
В 2005 г. перешел на работу в Барнаульский филиал ОАО «Внешторгбанк» на должность начальника клиентского отдела, начальника отдела по работе с корпоративными клиентами.
В 2006 г. был назначен заместителем управляющего филиалом ОАО «Внешторгбанк» в Ставрополе, с ноября 2006 г. возглавлял филиал ЗАО «Внешторгбанк. Розничные услуги» в Ставрополе.
В апреле 2008 г. назначен на должность управляющего Уральским филиалом ВТБ24.


— Сергей Юрьевич, как сегодня в ВТБ24 обстоят дела с выплатами вкладчикам «Монетного дома»?
— Мы начали выплаты накануне новогодних праздников, и на сегодняшний день около 2 млрд рублей, а это более 80% объема, уже выплатили. Значительную долю этих средств клиенты предпочли оставить на вкладах в нашем банке.

— Насколько я помню, был определенный ажиотаж, когда только сообщили об отзыве лицензии...
— Да, ажиотаж был. Некоторое время АСВ проводило подготовку к конкурсу, потом отбирало банки-агенты. Выплачивать деньги мы начали 28 декабря, до Нового года, а в это время всегда отмечается большой поток клиентов. Но уже в январе весь ажиотаж спал. Учитывая тот факт, что ряд наших точек работал и в новогодние праздники, люди стали спокойнее относиться к ситуации, поняли, что забрать свои деньги можно в спокойном режиме.

Около 2 млрд рублей вкладчикам «Монетного дома» уже выплачено.
Это более 80% от общего объема выплат.

— Ажиотаж был связан с тем, что люди хотели получить свои деньги до Нового года, или же у нас известие о том, что у банка отозвали лицензию, вызывает панику? Есть у населения понимание того, как работает Агентство по страхованию вкладов?
— Понимание есть, но есть и вполне естественные опасения и страхи. Это заработанные, кровные деньги. Давайте поставим себя на место клиентов. Когда я слышу, что у банка отзывают лицензию, я понимаю, что все будет в порядке. Но сидеть и ждать в этой ситуации совсем не хочется, а хочется — получить, наконец, свои деньги и спать спокойно. Это стандартная ситуация. Поэтому и был ажиотаж.

В одном из закрытых городков области 30 декабря с 10 до 12 часов в отделение нашего банка одновременно обратились за выплатами 130 человек. Естественно, учитывая небольшой размер офиса, там просто невозможно было оперативно выдать деньги всем вкладчикам. Тогда мы приняли решение записывать людей в очередь. В январе все эти выплаты были благополучно завершены с опережением графика.

В одном из закрытых городков области 30 декабря с 10 до 12 часов в отделение нашего банка одновременно обратились за выплатами 130 человек.
Оперативно выдать деньги всем было просто невозможно.

— Как справлялись с наплывом людей?
— Разговаривали, успокаивали, объясняли... Здесь волноваться особо не нужно, нужно понять, что для осуществления выплат отведен достаточный период времени и деньги вы все равно получите. АСВ, выбирая банк-агент, учитывает основные показатели, в которые входит надежность банка, его рейтинг, капитал, сеть отделений и еще много факторов. Если брать тот случай, когда одновременно в одно отделение банка обратилось более 100 человек, то тогда мы просто поговорили с людьми и ситуация разрешилась, несмотря на то, что эмоции у людей были бурные.

— Все уяснили, что выплату вкладов до 700 000 рублей Агентство по страхованию вкладов гарантирует. А по какой причине банк-агент может отказать в выплате вкладов?
— Это самое неприятное — когда мы должны отказать клиенту, который пришел за своими деньгами. Это может произойти из-за технической ошибки. Если в реестре вкладчиков, который поступает к нам из АСВ, допущена неточность, и мы не можем идентифицировать клиента. Это может быть ошибка или просто опечатка в паспортных данных. Но таких технических ошибок крайне мало и их легко устранить. Также банк-агент может отказать, если сроки выплат уже закончились. В этом случае банк просто не вправе выплачивать деньги. Однако и в этой ситуации есть решение — обратиться к конкурсному управляющему или в центральный банк.

Это самое неприятное — когда мы должны отказать клиенту,
который пришел за своими деньгами.

— Выгодно ли быть банком-агентом, или вы выполняете сугубо социальную функцию, помогая АСВ и банковской системе в принципе?
— Быть банком-агентом — это выгодно, потому что позволяет не только привлечь вклады населения, но и получить хороший поток клиентов. Как я уже сказал, мы уже выплатили более 2 млрд рублей вкладчикам «Монетного дома», значительная часть этих средств была оставлена на вкладах в нашем банке. Поверьте мне, что из бывших вкладчиков «Монетного дома», которые оставили у нас свои деньги, мы получили не только вкладчиков, но и комплексных клиентов, которые воспользовались уже не одним нашим продуктом. Кому-то из них потребуется автомобиль, кому-то квартира, кому-то кредитная карта или еще что-нибудь. Но насильно оставлять деньги в банке-агенте никто не может. И не должен.

АСВ четко отслеживает состояние клиентов, которые прошли через банк, и корректность поведения сотрудников банка-агента.

Насильно оставлять деньги в банке-агенте никто не может.
И не должен.

— Российская система страхования вкладов нуждается в изменениях? К примеру, следует ли защитить интересы юридических лиц, хранящих деньги в банке?
— Если бы у государства была возможность, я уверен, это было бы сделано. Но карман не может быть бездонным. Страхование депозитов юридических лиц обернется прямыми расходами банков, соответственно, повышением процентных ставок по кредитным продуктам. Нужно ли это? Я не знаю. Граница выплат по вкладам в 700 тысяч рублей, на мой взгляд, также оптимальна. Нам надо в первую очередь обезопасить вкладчиков с небольшими доходами, для них это зачастую последние деньги.

Карман не может быть бездонным.
Страхование депозитов юридических лиц обернется прямыми расходами банков, соответственно, повышением процентных ставок по кредитным продуктам.

— Прошлый год для нас закончился довольно бурно. С десяток банков прекратили существование. Как это отразится на банковском рынке в целом?
— В 2010 году в России стало на 52 банка меньше. У нас не было масштабных каких-то переделов, слияния, массовых закрытий, наша банковская система в достаточно устойчивом состоянии. И цифра в несколько десятков банков за год не такая уж большая и страшная. Можно сказать, что это цена возросшей конкуренции, но рост конкуренции — это хорошо и для банков, потому что стимулирует банки развиваться, и для потребителей.

Важную роль в поддержании нашей банковской деятельности в здоровом, устойчивом состоянии играет государственное регулирование. Наше государство идет по правильному пути, стараясь сделать банковскую деятельность абсолютно прозрачной. Поэтому и требования к банкам растут. К 2012 году банкам необходимо будет поднять минимальную величину уставного капитала до 180 млн рублей. Есть банки, которые этой величины еще не достигли, некоторые из них, вероятно, и не достигнут — не смогут выдержать конкуренцию. Скорее всего, будут слияния и поглощения, в некоторых случаях и банкротства.

К 2012 году банкам необходимо поднять минимальную величину уставного капитала до 180 млн рублей.
Есть банки, которые этой величины еще не достигли, некоторые из них, вероятно, и не достигнут — не смогут выдержать конкуренцию.

— По-вашему, в этом году мы можем ждать новых отзывов лицензий?
— Вполне, потому что банковский бизнес — далеко не дешевый, когда вкладываешь в него ресурсы, ожидать моментальную выгоду не приходится. Есть определенная банковская маржа, которую надо выдержать, а для этого нужно привлечь ресурсы. Учитывая то, что ситуация в экономике еще далеко не стабильная, банк иногда выгоднее продать более сильному игроку. Но бояться предстоящих слияний или банкротств не стоит, если нам нужны действительно сильные банковские институты.

Благодарим за содействие в проведении съемок ресторан PAPARAZZI , ТиДЦ «Европа».

Фото: Даниэла Верцбергер