Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Уральские банкиры: закон о правах потребителя не для нас

3 сентября 2010, 14:52
Банковское сообщество считает, что закон о защите прав потребителей не должен распространяться на сегмент потребительского кредитования.

В Свердловской области с начала 2010 года Роспотребнадзор зафиксировал более 150 нарушений со стороны банков. Получается, что в среднем нарушения обнаруживаются раз в три дня. А по результатам исследования 66.ru, пятая часть всех нарушений прав потребителя в сфере услуг приходится именно на банковскую сферу. По словам специалистов Роспотребнадзора, среди наиболее частых претензий к банкам — дополнительные комиссии и обязательное страхование заемщика. По нынешнему законодательству такие пункты в кредитном договоре нарушают законодательство о защите прав потребителей, а в отдельных случая и закон о конкуренции.

Однако банкиры говорят о том, что банковские услуги — совершенно особый продукт, который не может подчиняться закону о защите прав потребителей. «Но Роспотребнадзор этого никак не хочет понять», — сетует заместитель председателя Уральского банковского союза.

Евгений Болотин, заместитель председателя Уральского банковского союза:
— Я понимаю, что нельзя продавать сёледку вместе с колбасой. Но когда речь идет о кредите и страховке заемщика — ситуация кардинально меняется. Формально подобное условие нарушает закон о защите прав потребителей, но на деле только это позволяет банку обезопасить себя от лишних рисков.

Представитель Уральского банковского союза был весьма категоричен в оценке действий Роспотребнадзора: «госорганы пытаются убить страховой бизнес». Однако на деле тех клиентов, кто приходит к страховщикам исключительно ради получения кредита, не так уж и много — не более 15%. Так что даже законодательный запрет страховой бизнес не «убъет», но «ударит» основательно.

Страховщики в этой ситуации также на стороне банков, и дело тут даже не в прибыли. Обе стороны уверяют, что таким путем банк старается сделать всё, чтобы добросовестный заёмщик оставался таким на протяжении всего срока кредитного договора. «Если ты взял кредит на 20 лет, почему ты уверен, что будешь жить вечно и, как минимум, будешь в состоянии выплачивать кредит? — удивляется руководитель Уральского банковского союза. — Никто не может предугадать, когда он заболеет, умрет или потеряет работу. Но обязанность выплачивать кредит от этого не исчезает. А потом нам приходится ломать голову над тем, как быть, если заемщик погиб, а у него остались малолетние дети, непогашенный ипотечный кредит и залоговая квартира». По мнению экспертов страхового рынка, страховка — единственный надежный способ полностью обезопасить как банк, так и самого заемщика.

Александр Меренков, генеральный директор страховой компании «Северная казна»:
—Для банка это просто удобно: это гарантия того, что он получит деньги обратно, что бы то ни случилось. Банальная ситуация: человек попал в ДТП, и сам пострадал, и машина разбита полностью... Банк в таком случае теряет добросовестного заемщика и лишается залога. В то же время, клиент тоже не в выигрыше — испортил себе кредитную историю и заработал еще одну головную боль, как расплатиться с кредитором.

По мнению зампреда банковского союза, сегодня необходимо либо править закон о правах потребителя, либо создать отдельный закон о потребительском кредитовании. «Закон нужен, но без фанатизма и ущерба для конкурентной среды», — соглашается Сергей Кульпин, управляющий Уральским филиалом ВТБ24. Банкир считает, что в законе могут быть прописаны условия взимания комиссий и работы со страховщиками, но не должно быть жестких ограничений.

Претензии антимонопольщиков к возможному сговору страховщиков и банкиров также могут быть решены. «Решение вопроса очень простое: ФАС России совместно с Минфином и Росстрахнадзором должны разработать стандарты, по которым будут работать участники банковского и страхового рынка. А если есть стандарты и равный подход ко всем компаниям — никаких проблем с нарушением закона о конкуренции возникать не должно», — объясняет Александр Меренков.