— Мы тестируем «розничный фудшеринг» более двух лет и смогли вместе с некоммерческими организациями (НКО) и государством выстроить цепочку безвозмездной передачи нуждающимся людям качественных продуктов питания с истекающим сроком годности, но пригодных к употреблению, а также бытовой химии, товаров для дома и другой продукции.
Бытует мнение, что торговые сети и продуктовые магазины могли бы создавать социальные полки с продуктами, у которых истекает срок годности. Однако такие меры социальной поддержки сложно назвать оптимальными:
Реализуемая сейчас торговыми сетями механика розничного фудшеринга позволяет решить все эти проблемы. За два-три дня до истечения срока реализации продуктов торговая сеть снимает их с продажи, передает волонтерам фонда «Банк еды «Русь», которые в тот же день отвозят их получателям — малоимущим семьям и одиноким пенсионерам. Фонд получает от муниципалитетов информацию о нуждающихся, проверяет и контролирует, чтобы товары дошли до тех, кому они действительно нужны. Сейчас это целиком и полностью благотворительный проект.
С момента присоединения к фудшерингу мы передали 500 тонн продукции. Первоначально сбор и сортировка продуктов осуществлялись на базе дарксторов в Москве и Санкт-Петербурге. В 2023 году мы начали тестировать фудшеринг в магазинах больших форматов. В августе 2024 года масштабировали проект, подключив к нему в том числе магазины в Екатеринбурге и Серове. Сейчас программа фудшеринга «Магнита» действует в 20 городах страны.
При этом развитие фудшеринга имеет ряд ограничений. Один из таких факторов — невозможность передавать на благотворительность такие категории продуктов, как мясо, молоко, сыры. Связано это с необходимостью наличия электронной ветеринарно-сопроводительной документации в работе с автоматизированной информационной системой «Меркурий». Чтобы передать, мясо, необходимо выписать на каждую единицу товара электронный сопроводительный ветеринарный документ, все делается пока вручную. Эта процедура — многостадийная, нужно согласование с ветнадзором.
Проблему с «Меркурием» можно решать — нужно внести небольшие изменения в подзаконные нормативно-правовые акты. Мы активно работаем с Ассоциацией компаний интернет-торговли и Минсельхозом по этому вопросу. Надеемся, что в обозримом будущем вопрос будет решен и список товаров для фудшеринга будет расширен.
Второй момент — в России распределение продуктов на благотворительность обходится бизнесу дороже, чем их утилизация. В рамках фудшеринга мы можем получить определенный налоговый вычет, но это долгий, сложный процесс, который требует большого количества ресурсов.
Что можно сделать, чтобы популяризировать фудшеринг в России? Я вижу три пути:
У «Магнита» есть Стратегия устойчивого развития «Ретейл со смыслом», в рамках которой мы работаем над сокращением продовольственных потерь. В 2023 году мы сократили потери на 59% к уровню 2019 года. Фудшеринг — это «последняя миля» для сбережения продуктов. Развивая практики фудшеринга, мы решаем несколько задач: помогаем социально незащищенным людям, снижаем продовольственные потери и нагрузку на окружающую среду.