Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Екатеринбурге со скандалом запускают реформу нестационарной торговли. Суть изменений

20 мая 2024, 16:55
В Екатеринбурге со скандалом запускают реформу нестационарной торговли. Суть изменений
Фото: архив 66.RU
Администрация получила возможность зачистить город от киосков. Переписав условия размещения ларьков в городе, власти столкнулись с тем, что все недовольны всем. Малый бизнес — тем, что его выдавливают с рынка, крупные игроки и бизнес-омбудсмен — тем, что павильоны могут запретить передавать третьим лицам, прокуратура — тем, что право на субаренду хотят сохранить. Мы подробно изучили документы, опросили участников рынка и теперь знаем, как этот документ изменит жизнь Екатеринбурга.

Проблема нелегальных киосков в Екатеринбурге возникла еще 15 лет назад. До 2018 года рынок был практически полностью «серым». Последние шесть лет за нестационарными объектами торговли (НТО) стали следить пристальнее: убирать нелегальные ларьки, сокращать их общее количество в городе. Легализовать рынок так и не удалось.

Для тех, кому важно прочитать про конкретную часть реформы уличной торговли, мы составили оглавление:

Суть реформы

В 2025 году завершится срок действия всех договоров на размещение киосков в Екатеринбурге. Администрация города решила воспользоваться ситуацией: сократить число торговых точек и заставить их владельцев платить больше налогов.

«Число НТО будет сокращаться, многие из них стоят с нарушениями, и этот коэффициент нужен, чтобы бюджет не проседал и пополнялся», — объяснял корреспонденту 66.RU депутат Михаил Вечкензин (команда депутата Алексея Вихарева).

Была разработана новая схема размещения, которую в целом поддержали все, кроме некоторых владельцев киосков. По новой схеме:

  • места можно будет получить только через аукцион;
  • ларьков точно не будет в центре города и на гостевых маршрутах;
  • плату за размещение поднимут. Для этого введут территориальный коэффициент и коэффициент пассажиропотока;
  • владельцев заставят платить обеспечительный взнос. Он должен покрыть расходы по вывозу киоска в случае нарушения закона.

«Это не блажь. Это ответ на запрос тысяч горожан. Наша цель — в 2025 году выйти на принятие новой схемы размещения НТО. Определить на карте центр города и гостевые маршруты, где их не должно быть. Нас критикуют, что мы пытаемся сделать полноценную третью столицу. Но как ее сделать, если вот такое безобразие?» — говорит мэр Екатеринбурга Алексей Орлов.

Как изменится стоимость аренды земли под киоски

66.RU изучил, как будет рассчитываться годовая плата за размещение киосков в городе с учетом нововведений.

После изменения формулы расчетов, с добавлением новых коэффициентов, цена вырастет более чем в 2,5 раза.

В Екатеринбурге со скандалом запускают реформу нестационарной торговли. Суть изменений
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Вот так будет разниться цена, в зависимости от местоположения киоска. Для примера взяли абстрактный павильон по продаже цветов, средняя площадь места размещения такого объекта — 50 кв. метров.

В Екатеринбурге со скандалом запускают реформу нестационарной торговли. Суть изменений
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Самый высокий коэффициент территориальных зон в центре, на Ботанике, на Новой Сортировке, в Пионерском. Самый высокий коэффициент пассажиропотока — возле остановок «ТРЦ «Гринвич», «Цирк», «Автовокзал», «Гостиница «Исеть», «Киностудия», «Оперный театр».

Кто делит рынок НТО в Екатеринбурге

Структура рынка, по словам источника 66.RU, хорошо знакомого с ситуацией, представлена следующим образом:

  • владельцы точек на мини-рынках и в крупных торговых галереях. Это 10% высокодоходного рынка;
  • владельцы, предоставляющие места пекарням, сотовым операторам, продуктовым ретейлерам. Занимают примерно 30% рынка. Наш источник связывает их с бизнес-группой «Четырехсотые»;
  • крупные пищевые и агропредприятия. Например, «УГМК-Агро», которое занимает 15% рынка;
  • микробизнес, частные предприниматели. Оставшиеся 45%.

Часть источников 66.RU считают, что изменения затронут бизнес-группу «Четырехсотые». Другие считают, что крупный бизнес не пострадает, а цель — убрать с рынка мелких игроков.

«Изменения приведут к выдавливанию малых и микропредприятий, составляющих более половины участников рынка. Эти предприниматели не в состоянии переложить весь рост стоимости на конечных потребителей и не могут уменьшить свою часть дохода, поэтому будут вынуждены уходить с рынка», — отметил в разговоре с корреспондентом 66.RU один из представителей бизнеса.

«Небольшие предприниматели просто не смогут столько платить по новым коэффициентам и уйдут в тень. Станет финансово выгоднее дать взятку, чем работать по закону. Для крупного бизнеса это не станет особой проблемой — создадут управляющую компанию, договорятся или еще что-то придумают», — рассказал 66.RU председатель движения «Союза нестационарных торговых объектов» Роман Ступников.

Директор департамента торговли Максим Чаплыгин уверяет, что урон малому бизнесу эти правила не нанесут. Главная цель — вывести рынок «в белую зону».

«Мы просто приводим все к рыночной плате. Если вы посмотрите, то в большинстве киосков работают арендаторы. Кроме того, мы вносили на областной уровень предложение о размещении собственных НТО. Это как раз помощь малому бизнесу, когда студент или начинающий предприниматель может заключить договор с мэрией, а не с кем-то непонятным. Рисков минимум — собрал остатки товаров и ушел», — объяснил он корреспонденту 66.RU.

Зампредседателя Ассоциации предприятий малоформатной торговли Эдуард Мансуров (его связывают с бизнес-группой «Четырехсотые»), отстаивавший на заседании рабочей группы интересы крупного бизнеса, в беседе с корреспондентом 66.RU сказал, что благодарен всем причастным к разработке и утверждению условий размещения киосков в том виде, в котором они есть сейчас:

«Мы благодарны мэрии, депутатам и омбудсмену за выработку такой редакции положения, которое, увеличив расходы на содержание НТО, повысило тем самым и требования к объектам торговли — что в конечном итоге скажется положительно на качестве предоставляемых горожанам услуг».

Конфликт вокруг субаренды

Правила разрабатывают и обсуждают уже полгода. Мэрия, надзорные органы и депутаты договорились почти по всем пунктам.

Единственный ключевой и по-прежнему нерешенный вопрос с новыми правилами размещения НТО — запрет передавать арендованные места под киоски в субаренду. На этот счет у сторон есть три мнения:

  • прописать запрет субаренды в типовом договоре с владельцами НТО;
  • прописать запрет в новом положении;
  • убрать запрет субаренды.

В первоначальном варианте проекта конца 2023 года был следующий пункт:

«Правообладатель (лицо, с которым заключен договор, — прим. ред.) не вправе передавать свои права по договору третьим лицам, в том числе допускать осуществление третьими лицами торговой и иной деятельности с использованием нестационарного торгового объекта».

  • Первое рассмотрение вопроса в гордуме прошло в феврале 2024 года. Против изменений выступили участники рынка.
  • Члены комиссии по экономическому развитию два раза тормозили реформу. Последний раз — в апреле.
  • На заседании 7 мая члены комиссии по экономическому развитию из проекта нового положения запрет на субаренду исключили. В вопрос вмешались представители прокуратуры, и дискуссия продолжилась.
  • На внеочередном заседании комиссии 17 мая вновь подняли вопрос о включении в документ запрета на субаренду киосков. Продавить это решение не удалось.

Проблему обсуждали на рабочей группе, которую по информации одного из наших источников, создали после переговоров мэра Алексея Орлова и Андрея Козицына. Двое из трех присутствовавших на последнем заседании членов комиссии по экономическому развитию — Тимофей Жуков и Антон Швалев (фракция владельца «Мотива» Виталия Кочеткова, выступали против предложенных изменений) — от голосования воздержались.

Первый не получил ответов на свои вопросы о числе субарендаторов, работающих в «серой зоне». Второй недоволен тем, что комиссии вовремя не предоставили документы и информацию пришлось воспринимать на слух.

«С каких пор работа комиссии превратилась в неуправляемую гонку? Срочно собрали, пакет документов нам не предоставили. Сейчас понимаем, что вопрос опять не проработан. В конце в экстренном режиме начинаем наспех принимать решение», — возмутился Швалев. По сути вопроса он мнения не высказывал.

В итоге поправка не прошла.

Аргументы противников субаренды

Против передачи прав по договору третьим лицам на последнем заседании выступили директор департамента потребительского рынка Максим Чаплыгин, начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Свердловской области Михаил Красовский, глава городской прокуратуры Светлана Кузнецова, депутат гордумы Михаил Вечкензин (входит в группу депутата Алексея Вихарева).

Их доводы:

  • В субаренду сдают от 50–70% киосков Екатеринбурга.
  • Практика передачи киосков в третьи руки делает рынок НТО теневым и сокращает поступления в бюджет. В таких ларьках нет контрольно-кассовой техники, работают мигранты без санитарных книжек. Реальные владельцы получают деньги от субарендатора, а сами в итоге сдают нулевую налоговую отчетность.
  • Передача киосков ведет к удорожанию продукции, поскольку третьи лица закладывают в ее стоимость расходы на субаренду.
  • Владельцы павильонов уходят от наказания за нарушение законодательства, например по продаже алкогольной продукции. Они ссылаются на то, что сами закон не нарушали, за прилавком не стояли и договор с ними расторгать нельзя.
  • Часто меняющиеся субарендаторы не заключают договоров с региональным оператором по вывозу мусора и не платят за эти услуги. В итоге или захламляют территорию, или сваливают отходы в контейнеры многоквартирных домов.
  • Передача киосков в субаренду противоречит Гражданскому кодексу. В нем указано, что победитель торгов не вправе уступать свои права и должен исполнять свои обязательства лично.
  • Норма, запрещающая субаренду, и так закреплена в типовых договорах, но не исполняется. Если не внести ее в положение, то она так и не будет исполняться.

«Эту норму нельзя оценивать как способ ограничения конкуренции, она направлена на реализацию правотворческих функций уполномоченных органов, которые вправе устанавливать порядок размещения НТО. Сейчас рынок аренды — теневой с точки зрения налогообложения. Эффект от введения запрета на субаренду очевиден — он выведет из «серой зоны» этот бизнес, насытит налоговыми поступлениями бюджет и социальный фонд, создаст трудовые гарантии для работников и обеспечит гарантии для безопасности граждан», — считает Максим Чаплыгин.

Аргументы сторонников субаренды

Против нормы выступила уполномоченный по правам бизнесменов в Свердловской области Елена Артюх. Вопросы к пункту об отмене субаренды также высказал депутат Тимофей Жуков. Озвученные на заседании аргументы:

  • Точной информации о количестве субарендаторов в Екатеринбурге нет. У администрации города нет полномочий проверить, торгует ли владелец сам или передал права. Поэтому принятие нормы о запрете субаренды ситуацию не улучшит.
  • Надзорные органы сами не контролируют рынок. Отсюда и нелегальные мигранты, свалки, нарушения закона. Запрет сдавать киоски в аренду ничем не поможет, если ответственные лица не усилят свою работу.
  • Предприниматель может заболеть, уехать на специальную военную операцию или выйти в декрет. Нормально, если на время он передаст свои права третьему лицу, чтобы не пострадал бизнес.

«Все вопросы контроля сложно решаются, и поэтому давайте запретим правообладателю сдавать в субаренду свой объект. На мой взгляд, этот подход ничего в вопросе наведения порядка не решит. У каждой проблемы есть свое ФИО и компетентные органы, которые должны этим заниматься», — заявила Елена Артюх.

Вопрос о субаренде повис в воздухе, но новые правила размещения нестационарных торговых объектов все равно обсудят на заседании городской думы 21 мая. На общее заседание гордумы придет глава городской прокуратуры Светлана Кузнецова. По словам источника 66.RU, если вопрос решат в пользу нынешних владельцев киосков, которых устраивает состояние дел на рынке, то представители прокуратуры пойдут в суд.

Текст: Александра Морозова, Дарья Александрович