В Екатеринбурге начался новый сезон «однодневных распродаж». Под такими вывесками работают продавцы дубленок, постельного белья и «эксклюзивной финской одежды». Точки открывают на несколько дней, привлекают покупателей шариками, громкоговорителями и активными промоутерами с мегафонами.
Магазины «Ликвидация» появляются в самых разных локациях. Ярмарки существуют всего несколько дней, после чего найти продавца практически невозможно. Обычно предприниматели арендуют пустующие помещения на первых этажах жилых домов на три-четыре дня. Причем спустя определенное время магазины могут вернуться на ту же точку и снова начать распродажу в связи с ликвидацией или ограниченным завозом.
«Такая схема может работать долго, если магазин продает товар неосновного или нерегулярного спроса, товары с низкой частотой покупок — мебель, сумки, обувь, одежду, сувениры, товары для дома, хозяйственные товары. Покупателю, пришедшему в магазин, трудно сравнить цены на эти товары с другими предложениями на рынке, и каждая рекламная волна очередной «ликвидации» захватывает новых покупателей, которые еще не слышали о распродаже и не покупали на ней», — цитирует «Ъ» независимого ритейл-консультанта Гульфиру Крок.
Организаторы таких распродаж находят человека, который оформляет статус индивидуального предпринимателя, который де-юре становится собственником магазинов. Участники рынка объясняют, что практически каждое ИП, созданное для таких целей, работает не больше трех месяцев. Это позволяет лишний раз не контактировать с покупателями и не возвращать им деньги за товар. Еще одна проблема в том, что на многие товары не выдают чеки, а оплату принимают только переводом или наличными, что также осложняет возврат.
Каждый сотрудник в магазине распродаж проходит обучение и занимает собственную нишу в системе. Бывшие «зазывалы» и «продажники» рассказывают, что в первую очередь их заставляли выйти из «зоны комфорта». Чтобы мотивировать продавать больше и лучше — пройтись голым по улице, сидеть на собрании в одном белье и т. д. Получает сотрудник не фиксированный оклад, а процент, кроме того, есть система штрафов за невыполненный план. По оценке бывшего организатора ярмарок-гастролеров, в сезон одна такая компания может зарабатывать до 200 тыс. чистой прибыли в день, пишет «Газета.ru».
В общественных организациях по защите прав потребителей отмечают, что на таких ярмарках в основном продается контрафакт, который никто не проверяет на соответствие техническому регламенту. Кроме того, часто вещи отдают «с большой скидкой», но на самом деле по завышенной цене.
В Роспотребнадзоре напоминают, что «праздничная распродажа имеет точные сроки акции, характеризуется приличными скидками на все товары и имеет цель привлечь покупателя для покупки качественного товара по сниженной цене».
Другая сторона магазинов «однодневных распродаж» — навязчивая звуковая реклама. И хотя в 2021 году Госдума приняла поправки в закон, запретив размещать звуковую рекламу на фасадах зданий, организаторов таких магазинов это не останавливает. Громкоговорители приматывают к столбам, с рупорами ходят и сами продавцы.
Наказать за громкую рекламу может ФАС, однако компании, как правило, съезжают из арендованных помещений раньше, чем надзорные органы успевают решить проблему. Но есть и исключения. Так, в ноябре 2022 года сотрудники свердловского УФАС признали ненадлежащей звуковую рекламу магазина одежды «Мир кожи и меха» на улицах Екатеринбурга. На звуковую рекламу пожаловалась жительница дома возле ТЦ «Марс», где располагался рекламируемый магазин. Колонка висела на электрическом столбе возле торгового центра.
На предпринимателя, арендовавшего помещение в ТЦ «Марс» для магазина «Мир кожи и меха», завели административное производство по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Однако сумма штрафов для физлиц, которыми являются индивидуальные предприниматели, составляет до 2,5 тыс. рублей. Наказание для юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Иногда назойливая звуковая реклама приводит к трагедии. Так, в январе 2016 года 58-летний Сергей Галахов из охотничьего ружья несколько раз выстрелил в 25-летнего промоутера Анну Носову, зазывавшую с помощью мегафона посетителей в магазин «Меха». На предварительных слушаниях он заявлял, что неоднократно обращался в полицию с жалобами на громкую рекламу, но никаких мер принято не было. В итоге девушка от полученных ран скончалась, а Галахова приговорили к 12 годам строгого режима.