В конце 90-х долю регионального сетевого ретейла в России оценивали в 0,2%. Из этих двух десятых в Екатеринбурге выросли шесть сетей, поделивших рынок с иностранными и федеральными компаниями. Союзы местных игроков против конкурентов приносили их участникам выгоду, но чаще оставались декларациями о намерениях. Так получилось, например, с «Кировским» и «Юнилэндом».
«Кировский»
Игорь Ковпак — владелец ГК «Кировский» — начал покупать магазины, когда торговых сетей на рынке не было. За 30 лет он открыл в Свердловской области 193 супермаркета с выручкой 20 миллиардов рублей. От бизнеса в других регионах компания отказалась.
Кандидат горпромторга
Фото: Игорь Черепанов, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Игорь Ковпак |
Универсам «Кировский» на Сиреневом бульваре открыли в 1987 году, когда граждане начали жаловаться, что в микрорайоне негде купить продукты. Строить здание из металлоконструкций распорядился Олег Лобов — председатель исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов. Ему же пришлось выбивать в московском Госстрое металл, считавшийся стратегическим сырьем.
Будущего директора магазина рекомендовал Первоуральский горпромторг, где работала его мама: Игорь Ковпак, 34 года, был слесарем на Новотрубном заводе, играл в команде «Уральский трубник» по хоккею с мячом, получил травму, окончил СИНХ заочно. К тому времени, когда на Сиреневом бульваре начали рыть котлован, Ковпак заведовал свердловским магазином «АвтоВАЗтехобслуживание». На новую должность — в обход областной конторы «Гастроном» — его назначил Виктор Кузьмин — начальник управления торговли Свердловской области. Он же разрешил Ковпаку забирать в новый универсам сотрудников из других магазинов города.
«Работники конторы «Гастроном», которым история с «Кировским» не нравилась, завалили облисполком анонимками, — вспоминал позже Кузьмин. — Писали, что в новом магазине нет склада и фасовочных цехов, значит, все усилия напрасны — универсам работать не сможет.
Тогда с легкой руки Лобова появилась директива — всем пищевым предприятиям поставлять продукты в розницу не мешками, а в мелкой фасовке».
После визита в Екатеринбург последнего министра торговли СССР Кондрата Тереха, пригласившего директора «Кировского» в Москву (Кузьмин убедил его не уезжать, сказал: будешь за министром портфель носить), газета «Правда» рассказала о «перспективном 26-летнем директоре универсама», хотя в 1989 году Ковпак был на 10 лет старше.
Бизнес начался после указа Бориса Ельцина разрешившего трудовым коллективам арендовать предприятия с правом выкупа. В 1993 году эмигрант Семен Фишман предложил «Кировскому» торговать американскими продуктами. Ковпак с сыном отправились в Штаты, чтобы увидеть товар своими глазами. «Фишман мог поставить дешевые продукты, которые в России оторвали бы с руками, — вспоминал он позже. — От нас требовалась только предоплата $100 тысяч, а я таких денег в глаза никогда не видел, и не было никаких гарантий, что это не мошенничество».
Деньги Ковпак нашел под залог «Кировского».
С 1995 года он начал расширять сеть, покупая разорявшиеся советские гастрономы. Годом позже компания «ДатаКрат» (сервисы для ретейла и HoReCa) убедила Ковпака автоматизировать первые два магазина — на Пальмиро Тольятти и на Сиреневом бульваре. «Поначалу мы до смерти боялись, что люди будут выносить товары без оплаты, — признавался он. —Но переход на самообслуживание повысил выручку магазинов примерно на четверть».
От торговли Ковпака отвлекли выборы главы Екатеринбурга. В 1999 году команда губернатора Росселя выставила против мэра Аркадия Чернецкого своих кандидатов. В том числе главу «Кировского». Позже Ковпак объяснял, что на выборы пошел не по своей воле. «Мы тогда занимались минимизацией налогов и обожглись, — говорил он. — Нас мочила налоговая полиция. Мы с трудом выбрались из той ситуации и на грани больше не ходим».
Когда мэром снова стал Чернецкий, Ковпак жаловался, что в Екатеринбурге ему не выделяют землеотводы.
Ретейлер и девелопер
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Нишей «Кировского» стали локации в стратегических местах. Ковпак говорил: «Наши магазины, построенные и выкупленные, такие, какие есть — вероятно, кривые-косые, стоят на основных магистралях Екатеринбурга и Свердловской области». Займов он не брал, предпочитая финансировать бизнес за счет кэш-фло и товарных кредитов поставщиков. Дальше соседних областей — Челябинской, Курганской, Тюменской — сеть магазины не открывала, а потом отказалась и от них.
Эксперты советовали Ковпаку продаться стратегическому инвестору, который поможет с реинжинирингом бизнес-процессов, или создать альянс с другой сетью. Судя по его публичным заявлениям, Ковпак рассматривал обе возможности. В 2005-м он заявил, что готов объединиться с холдингом «Марта», открывшим в ТЦ «Парк-Хаус» магазин «Гроссмарт», — речь шла о торговле под общим брендом. Представители «Марты» предлагали Ковпаку пойти еще дальше — уступить бизнес немецкому партнеру компании — группе Rewe, а себе оставить недвижимость.
Ковпак не согласился.
Компания «Эрнст энд Янг» (финансовый аудит и консалтинг), открывшая филиал в Екатеринбурге летом 2007 года, помогла владельцам «Кировского» реструктурировать бизнес — объединить магазины, зарегистрированные как ИП, чтобы стать компанией с прозрачной бухгалтерией и единым юридическим лицом. Кризисный 2008 год оказался для торговой сети удачным — при падающих ценах на недвижимость Ковпак приобрел 24 магазина и уверял, что продавцы скоро ему будут доплачивать.
В 2013 году Игорь Ковпак досрочно сложил полномочия депутата областного Заксобрания и сообщил о намерении вплотную заняться бизнесом. Основным форматом «Кировского» — объяснял он — становятся площадки от тысячи квадратных метров. Небольшие магазины он продавал или сдавал в аренду, в том числе под аптеки «Столет», которые запустил Лев Ковпак.
«По сути, у нас два бизнеса — розничный и девелоперский, — пояснял Игорь Ковпак. — Наши старые магазины разбирают под бутики и закусочные, а новые объекты мы строим с запасом, превращая их в небольшие торговые центры, где помимо «Кировского» снимают площадь арендаторы, в том числе федеральные. Мы выбираем таких, которые генерируют дополнительный трафик».
Когда его спрашивают о конкуренции с федералами, Ковпак говорит, что они предлагают ему продать бизнес, и он — никогда не говори никогда — готов к сделке, если предложат хорошую цену, но регион после этого недосчитается налогов.
Конкуренты дали о себе знать летом 2021 года. По заявлению конкурсного управляющего «Продовольственной компанией» — одного из поставщиков «Кировского», Арбитражный суд Свердловской области арестовал счета и имущество Игоря Ковпака, Льва Ковпака и его жены, заявив, что владельцы ГК «Кировский» вывели из этого предприятия 650 миллионов в пользу подконтрольных юридических лиц. Ковпаки убедили суд, что большинство этих фирм либо не имели отношения к ГК «Кировский», либо никогда не работали с «Продовольственной компанией».
Суть спора объяснил Лев Ковпак: «Есть структуры, которые хотят монополизировать рынок — им нужно, чтобы «Супермаркет «Кировский» перестал существовать».
И пообещал — когда придет время — раскрыть имя бенефициара, но момент еще не настал.
«Мегамарт»
Название «Мегамарт» придумал предприниматель Олег Леонов, создавший в Санкт-Петербурге оптовую компанию «Юнилэнд» — первого в России эксклюзивного дистрибьютора марок Unilever, Henkel, Schwarzkopf, Wella, Colgate и Palmolive. В 1995 году филиалы «Юнилэнда» открыли в Москве и Екатеринбурге.
Крупным и мелким оптом
Фото: Станислав Михалько, Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Валерий Бубнов |
На должность директора филиала в Екатеринбурге искали человека с экономическим образованием, знанием английского и опытом работы в государственных органах. Рекрутеры Молодежной биржи труда, набиравшие кандидатов, отправили на собеседование 27 человек. В финал вышел Валерий Бубнов, отвечавший за экономику в комитете по делам молодежи. Вернувшись после учебы в Санкт-Петербурге, он начал собирать команду.
Модель управления, выбранная Леоновым, была жестко централизованная, но с большими полномочиями для регионов.
«Юнилэнд-Екатеринбург» начал торговать 23 января 1995 года — косметикой, парфюмерией и бытовой химией, остальные направления — продукты, алкоголь и промышленные товары — появились позже. Клиентами были оптовики с рынков и магазины. «Экономика оставалась дефицитной — большинство товаров, которые мы привозили, расходились очень быстро, причем розница продавала их в 1,5–2 раза дороже, — вспоминает Бубнов. — Видя это, мы решили поймать ускользавшую маржу и открыли склад-магазин. Питерский офис наш проект одобрил».
Первый в городе центр кэш-энд-керри в полуподвальном помещении на Отрадной, 1 (без газового отопления и канализации — туалет был на улице) запустили в 1997 году. Одновременно в Питере открывался пилотный универсам «Мегамарт». Чтобы привлечь публику, открывать магазины пригласили Юрия Стоянова и Илью Олейникова из телевизионной программы «Городок» — ее выпуски расходились на видеокассетах.
Артисты прилетели в Екатеринбург и полдня развлекали посетителей оптового центра. «Выступление Стоянова и Олейникова на Урале проложило им дорогу к большим рекламным контрактам, в том числе с компанией «Балтимор», которую они называли «томатным спонсором», — говорит Бубнов.
Екатеринбургский кэш-энд-керри стал первым в России проектом в ретейле, заинтересовавшим Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Компания прислала в Екатеринбург эксперта из Англии, изучила финансовые показатели и приобрела 33% в двух оптовых центрах, чтобы выйти с прибылью, когда бизнес станет большим. Тогда же ЕБРР отправил менеджеров «Юнилэнд-Екатеринбурга» в Лондон, чтобы познакомить их с технологиями сетей Tesco (супермаркеты) и Makro (кэш-энд-керри).
Оуэн-Джонс водит машину с пивом
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Большие продажи парфюмерии middle-up в центре оптовой торговли на Отрадной заметили во Франции. Весной 1997 года из Парижа прилетел Линдси Оуэн-Джонс — гендиректор и совладелец компании L’Oreal. Одним из пунктов в его программе был Екатеринбург.
Пока глава L’Oreal ходил по магазину, его сотрудник, отвечавший за GR и программу в России, сказал Бубнову: «Оуэн-Джонс в прошлом — автогонщик (трижды проходил трассу Париж — Дакар), но сейчас руководит бизнесом мирового масштаба, и страховые компании запрещают ему садиться за руль. Во Франции он связан обязательствами, а здесь мог бы прокатиться, пока никто не видит. Главное — найти машину».
Во внутреннем дворе разгружалась фура MAN, но Бубнов решил, что европейский автомобиль не годится. «Буквально через минуту подъехал ГАЗ-51 с пивом от «Омега Групп», — вспоминает он. — Я попросил водителя прокатиться с иностранцем и дать ему порулить, пообещав компенсировать убытки, если пиво разобьется. Потом вернулся и объяснил Оуэн-Джонсу, что автомобиль ждет. Он сразу уехал. Минутой позже выбежали мужики из охраны, сели в «Волгу» и помчались следом. Но ГАЗ ушел с Отрадной направо — к Широкореченскому кладбищу, а эти повернули налево и догнать грузовик уже не могли».
Машина с пивом вернулась через 20 минут. «Я уже начал беспокоиться, — говорит Бубнов. — Но Оуэн-Джонс был абсолютно счастлив, сказал, что у него в гараже есть похожий автомобиль 1930 года — то ли «Форд», то ли «Студебеккер», только ручка передач переключается легче, и пригласил наших менеджеров в Париж. Товарищи в штатском, правда, остались недовольны».
Уже совсем розница
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
После кризиса клиенты оптовых центров в Екатеринбурге перестали брать товары большими партиями, а поток покупателей, которым хотелось приобрести что-нибудь себе, вырос. Летом 2000 года «Юнилэнд-Екатеринбург» открыл на Серафимы Дерябиной, 24 первый «Мегамарт» — с розницей и мелким оптом. Там же появился ценник с двумя позициями — за штуку и за упаковку, чего в России прежде не делали. По словам Алексея Подоляко, тогда — директора магазина, паркинг у входа заполнился через 15 минут, и клиенты начали ставить машины на трассе — с той и другой стороны. «Покупатели везли продукты в тележках через дорогу, а пустые оставляли возле морга ГКБ № 40 — нам приходилось их потом забирать, — говорит он. — Товар исчезал так быстро, что мы не успевали ставить его на полки».
Оценив успех проекта, учредители решили строить торговую сеть.
В ретейле компания развивала два формата: в Челябинске — дискаунтеры «Дикси», в Екатеринбурге — центры «Мегамарт» (их назвали компактными гипермаркетами). От больших площадей отказались, рассудив, что покупателю важны два условия — справедливая цена и возможность быстрой покупки. Целевой аудиторией решили считать семью на автомобиле. Чтобы наладить обратную связь, в каждом магазине повесили объявление с мобильным телефоном директора. После Екатеринбурга «Мегамарты», окончательно ставшие розничными, запустили в городах области, потом — в Тюмени, Челябинске и Перми (в Курган не пошли, посчитав, что у местного населения мало денег). В группе компаний «Дикси» торговая сеть была лидером по EBITDA и чистой прибыли (30% приносило собственное производство).
«Мегамарты» в Питере — в отличие от уральских — конкуренции с федеральными сетями не выдержали, и в 2005 году Леонов их продал, а еще через два года — перед выходом сети «Дикси» на IPO — продал и дистрибьютора «Юнилэнд-Екатеринбург», ставшего непрофильным бизнесом. За счет IPO Леонов сократил долг компании и в феврале 2008 года продал за $700 миллионов контрольный пакет ГК «Меркурий» — дистрибьютору сигарет и алкоголя.
По словам Бубнова, о своем решении он сообщил совету директоров накануне сделки.
Сам Бубнов ушел из «Дикси» в 2012 году, оставив пост вице-президента по Уральскому региону.
Девять лет спустя ГК «Меркурий» продала 2438 магазинов «Дикси» и 39 «Мегамартов» сети «Магнит» — сейчас они работают под другой вывеской.
Альянс «Кировского» с «Юнилэндом» — как это было
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
В октябре 2001 года президент «Юнилэнд-холдинга» Олег Леонов и Игорь Ковпак познакомились на московской конференции по торговле и решили объединить бизнесы. На следующий день Леонов сказал Валерию Бубнову по телефону: «У Ковпака — крепкий розничный бизнес. Если «Юнилэнд», как крупнейший оптовик, вступит с ним в альянс, мир вздрогнет». И добавил: «Завтра я буду в Екатеринбурге и мы все обсудим».
Бубнов считал, что причин для объединения нет. По его словам, «Кировский» — тогда крупнейший ретейлер Екатеринбурга — всегда добивался от дистрибьюторов специальных условий. Никаких преимуществ от совместного бизнеса «Юнилэнд» получить не мог. «Когда Олег Леонов приехал, я объяснил, что почвы для объединения не вижу — бизнесы все-таки разные, — говорит он. — Сливаясь в едином порыве, мы обещали «Кировскому» дополнительные преференции, а таких возможностей у нас не было. Рентабельность при работе с лидерами сетевого ретейла обычно стремится к нулю, поэтому сотрудничество с крупной сетью — скорее имиджевый проект».
Но Леонов ответил: из такого большого предприятия наверняка можно извлечь дополнительную выгоду.
Они отправились на встречу с Ковпаком, где два собственника договорились интегрировать бизнесы «Кировского» и «Юнилэнда» и закрепить этот шаг юридически через обмен 5% акций.
Не выходя из кабинета, Леонов и Ковпак набросали проект документа «Соглашение об объединении» и уехали обедать в ресторан Ковпака «Феллини». Не прошло и часа, как они подписали отредактированное соглашение.
В тот же день участники событий отправили в СМИ пресс-релиз, где говорилось: «Объединение двух компаний позволит создать на Урале полностью интегрированную розничную структуру — магазины, локальный и региональный складские комплексы».
Затем Леонов вернулся в Москву, и все договоренности остались на бумаге. Каждый продолжал заниматься своим делом. «Эта история привела меня в изумление, — говорит Бубнов. — Я увидел, как два состоявшихся и признанных бизнесмена с легкостью принимают стратегические решения, основываясь на эмоциональных импульсах, без какого-либо анализа ситуации».
Ситуацию проанализировали эксперты. Один из них объяснил журналистам, что разговоры об объединении компаний велись не один год, и теперь каждый участник получит дополнительные возможности. По его оценкам, совместные действия могли увеличить чистую прибыль обеих компаний на 3–5%.
Леонов и Ковпак этот прогноз не комментировали.
История екатеринбургского ретейла: как создавали «Монетку», «Купец» и кто привел в город «Пятерочку»