Аналитики «Контура» посчитали, как изменилось количество точек общепита в Свердловской области с января 2020 по декабрь 2022 года. За этот период закрылось 2806 заведений, открылось 2733. Но в целом динамика положительная — хоть и не очень быстро, но общее число кафе, баров и ресторанов в регионе растет.
Пик кризиса на рынке общепита пришелся на вторую половину 2020 года, когда были закрыты торговые центры и фуд-корты, а кафе и рестораны работали только навынос. В период с ноября 2020 по январь 2021 года в регионе ликвидировали 553 заведения. Впрочем, не все закрытия связаны с последствиями пандемии и ограничениями, считают аналитики.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
По словам эксперта «Контур.Маркета» Жанны Шебаршовой, во-первых, некоторые заведения закрываются, чтобы сменить концепцию, кухню или локацию. При этом команда поваров и официантов остается той же.
«Если же говорить о тенденциях, то превалирование ликвидаций над открытиями можно объяснить тем, что в крупных городах рынок перенасытился, более активный рост сейчас происходит в отдаленных регионах России», — отмечает Шебаршова.
Закрывшиеся заведения:
- 2020 год — 1102;
- 2021 год — 989;
- 11 месяцев 2022 года — 717.
Что касается новых точек общепита, то в начале 2020 года аналитики отмечают резкий спад этого показателя, а затем — плавный рост:
- 2020 год — 845 новых точек общепита,
- 2021 год — 1029,
- 11 месяцев 2022 года — 859.
С начала 2020 года по конец 2022 года число заведений общепита выросло на 1,79% — c 5020 до 5110. В итоге Свердловская область вошла в топ-5 регионов по числу кафе и ресторанов.
- И если пандемия серьезно ударила по ресторанному бизнесу Екатеринбурга, то начало специальной военной операции и мобилизация — в меньшей степени. По словам ресторатора Кирилла Шлаена, все новые заведения, открывшиеся в 2022 году, начали придумывать в 2020–2021 годах и ранее. «Есть даже проекты 2018–2019 годов, которые были заморожены из-за локдауна, а теперь завершаются. В 2022 году это происходит не благодаря, а вопреки внешним факторам», — рассказал он 66.RU летом.
- Директор Asado Group Алексей Кожокин также считает, что любой кризис — это время возможностей, и многие рестораторы Екатеринбурга смотрят на ситуацию именно так.
- По словам ключевых участников гастрорынка, екатеринбуржцы продолжают, как и прежде, ходить по ресторанам, потому что сейчас «это одно из немногих доступных удовольствий» — несмотря на рост цен.
- После начала частичной мобилизации в екатеринбургских кафе и ресторанах стало меньше клиентов, в некоторых заведениях сильно упал средний чек. Однако рестораторы настроены оптимистично и считают, что ожидать массового закрытия заведений общепита не стоит. Благодаря предыдущим кризисам и пандемии бизнесмены стали лучше подстраиваться под обстоятельства.