Экспорт в Россию
— После 24 февраля многие западные компании закрыли бизнес в России. Освободилось много ниш, которые, как предполагают наши власти, должны занять азиатские бренды. Как оцениваете потенциал российского рынка и интересен ли он индийским поставщикам?
— Я разговаривал со многими предпринимателями из разных сфер, которые интересовались возможностью выхода на российский рынок. Мы составили примерно список из 40–50 заявок. Но пока, к сожалению, до заключения контракта ни в одном случае не дошло. Стороны не спешат, стараются прощупать рынок.
— Может быть, дело в том, что для полуторамиллиардной Индии 150-миллионная Россия — это маленький рынок сбыта продукции?
— 150 млн человек — это нормальный рынок, если рассматривать бизнес с точки зрения не объемов продаж, а маржинальности. В Индии можно продать больше товаров, но из-за серьезной конкуренции он выйдет дешевле. А в России прибыль с единицы востребованной продукции получится выше. Теоретически индийским предпринимателям это интересно.
— Тем не менее Zara и H&M ушли, а одежды из Индии в торговых центрах так и не появилось.
— Так получилось, что первыми нишу заняли западные бренды, хотя в нашей стране есть не менее популярные марки одежды. В России представлены наши ткани, но не наши сшитые костюмы. Помните, раньше на городских рынках торговали махровыми шарфиками, свитерами, которые тоннами свозили из Индии челночники?
Или знаменитый чай с тремя слонами на упаковке, который любили наши родители. Или магазин «Ганг» в Москве, забитый разными индийскими товарами. Индийские товары всегда были в России, но не стали брендовыми.
Один умный человек сформулировал основное правило ведения предпринимательства в нашей стране: «Чтобы открыть бизнес в Индии, нужно любить Индию». То же с Россией, нужно прочувствовать этот русский дух.
— А по настроению предпринимателей, они готовы?
— Они пока осторожны.
— Компании TATA и Mahindra не заинтересованы в выходе на российский рынок. Мы разговаривали с производителями, чтобы вытащить их в Россию. Этот вопрос обсуждался через торговые представительства. Один из моих знакомых готов был открыть шоурум. Но все бесполезно. Мне их позиция непонятна. Хотя, может быть, все дело в технических характеристиках автомобилей и их несовместимости с погодными условиями в России.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Импорт из России
— Какие российские компании могли бы быть востребованы в Индии?
— После 24 февраля Россия, которая до того рассматривала Европу как основного торгового партнера, развернулась в сторону Индии. У российских предпринимателей появилась потребность в выходе на нашего потребителя, а у нас — в привлечении хороших российских компаний.
Сегодня для развития любой страны важны IT-технологии, и мы заинтересованы, чтобы как можно больше технологичных компаний пустили корни в Индии. К 2030 году все трассы и шоссе в стране должны быть оборудованы электромобильными станциями и системой распознавания лиц. Для этого понадобится большое количество мозгов.
Власти это понимают, и за последние 15 лет Индия удерживает второе место в мире по экспорту IT. У нас в стране созданы хорошие возможности для стартапов, есть крупный хаб в Бангалоре. Фондирование новых проектов в прошлом году составило 98 млрд долларов. Это очень хорошие деньги.
— Почему российский программист должен поехать в Индию, а не, например, в Дубай или Кремниевую долину?
— Мы вас ждем. Индия — более дружественная страна. В Силиконовой долине много индийских стартапов. В свое время индийские айтишники туда толпами переезжали (по статистике, трое из четырех айтишников на мировом рынке — индийцы). Время меняется, и сегодня объемы венчурных инвестиций в Индии выросли. Если ты работаешь в Индии, ты можешь масштабировать продукт до мирового уровня. Это легче сделать в Индии, чем в Дубае.
— Наше государство тоже ожесточенно бьется за своих айтишников: есть льготы по ипотеке, отсрочка от мобилизации. Не возникнет ли тут конфликта?
— Во-первых, мы уважаем решения, принятые руководством России, и не собираемся с ним конфликтовать. Во-вторых, переезд в Индию не является обязательным условием, чтобы выпускать продукт на индийскую аудиторию. Можно работать из России, питчить проекты через Telegram или Zoom.
Ты можешь быть парнем из уральского города, который создал приложение для расчета идеальной пропорции сахара и кофе. В России ты взял деньги инвесторов и добился успеха, но достиг потолка развития — все кофейни твоим приложением пользуются. И вот тут, чтобы расширять границы деятельности, ты можешь запуститься в Индии.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Специальная военная операция поменяла отношение индийцев к российским предпринимателям и, шире, — к россиянам?
— Нет. У 99% индусов — только положительное отношение. У России и Индии давняя и крепкая дружба, которая давно существует. Индийский народ помнит и благодарит русских за то, что помогали, когда это было нужно.
— Экономические связи с США у Индии гораздо прочнее, чем с Россией (США покупает приблизительно 16% экспортной продукции и приблизительно 6% от объемов импорта поставляет).
Действительно, с США у Индии больший товарооборот, чем с Россией. Но это ничего не меняет. Мы сохраняем нейтралитет, не допускаем резких и эмоциональных высказываний.
Я считаю, что миру нужно открывать российского предпринимателя. Чтобы люди знали: Россия — это не только природные ресурсы и танки, но и другие товары, которые удобно использовать в быту. В России одна из сильнейших математических школ. И сильным «технарям» нужно дать возможности для практического применения знаний.
Русским надо стать пассионарными, не бояться идти в другую страну.
— Что дальше?
— Поделюсь своим опытом. Среднестатистический индиец — умный и интеллигентный — не знает про город Екатеринбург. Меня спрашивают: «Екатеринбург — это Сибирь?» или «Екатеринбург — это рядом с Москвой?»
В Индии мало кто знает про Урал, а ведь Екатеринбург — это важный город на границе Европы и Азии. Здесь проходят интересные event-мероприятия, можно развивать образовательную сферу и туризм. Здесь большое количество санаториев с условиями, каких за такие деньги только поискать.
Если ты даешь о себе знать, то найдешь свою аудиторию, к тебе обязательно приедут.