Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

На заводе «Роскосмоса» в Екатеринбурге начали выпускать автопилоты для сельхозтехники. Репортаж

На заводе «Роскосмоса» в Екатеринбурге начали выпускать автопилоты для сельхозтехники. Репортаж
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Систему, которая контролирует движение машины с точностью до нескольких сантиметров, НПО автоматики анонсирует уже несколько лет. Наконец-то автопилоты запустили в серийное производство. В будущем предприятие готово поставлять до 10 тысяч комплектов в год. Тем более что сейчас конкуренция в России минимальна. Это первый репортаж о том, как создают беспилотники на уральском предприятии.

НПО автоматики — единственное в России предприятие, разрабатывающее и производящее приборы системы управления ракеты-носителя, которая отвечает за снабжение Международной космической станции и отправку космонавтов. Помимо космических разработок предприятие Роскосмоса выпускает и гражданскую продукцию. Одна из самых распиаренных разработок НПОА — беспилотники для сельскохозяйственной техники. Разговоры о выпуске автопилотов для тракторов, которые позволили бы управлять ими без усилий человека, велись с 2018 года. Так называемого «Ассистента водителя», или «Систему точного земледелия», презентовали на каждом «Иннопроме», площадках WorldSkills и пр. И вот наконец-то систему запустили в серийное производство. Причем запуск совпал с уходом из России главных конкурентов — производителей беспилотных систем для АПК иностранного производства.

Все начинается с отдела схемотехники. Здесь производят электронную начинку, она потом ляжет в основу системы. На этом этапе важно отследить любые ошибки, которые могут возникнуть до этапа производства.

Фото: Антон Буценко, 66.RU
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Следующий этап — создание моделей и чертежи. На основании этой модели можно проанализировать габариты, вес, оценить собираемость изделия. Потом специалисты разрабатывают чертежи и передают их в производство.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

Модель подруливающего устройства, при помощи которого происходит вращение рулевой рейки

Фото: Антон Буценко, 66.RU

А это — уже реально изготовленное подруливающее устройство — часть системы беспилотника для сельхозтехники

Следующий этап — программирование. Именно здесь наделяют «умом» схемы для беспилотного управления сельхозтехники. Если объяснять простым языком, то система выглядит так: инженеру-программисту приносят плату из цеха со всей документацией и задача состоит в том, чтобы заставить «железо» работать быстро и красиво. На выходе получается бортовой компьютер, заточенный под конкретную технику — трактор, грузовую машину и т. д.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

Следующий шаг — сборка контроллеров для систем точного вождения для сельскохозяйственной техники. Внедрение систем точного земледелия позволяет увеличивать скорость уборки поля, уменьшать трудозатраты, экономить топливо и гербициды и повысить собираемость урожая на 20–30%.

Фото: Антон Буценко, 66.RU
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Фото: Антон Буценко, 66.RU

После сборки каждый прибор проходит испытание. Здесь имитируют реальные ситуации — холод, жару, перепады температур, влажность. Испытатель наблюдает за показаниями и характеристиками.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

Имитация 40-градусной жары, которая может быть в поле при сборке урожая. В этот момент проверяют на прочность все то же подруливающее устройство.

В 2022 году автопилот для сельхозтехники запустили в серийное производство. Тест-драйв прошли тридцать устройств, которые установили в опрыскиватели полей и разбрасыватели удобрений. Эти машины все лето выполняли свои функции практически без участия человека. Но все-таки полностью во власть роботу технику не отдают — в кабине остается водитель, который следит за ситуацией. Делается это не из-за недоверия к технике, а потому, что в России, да и во многих других странах, просто нет соответствующей законодательной базы.

Сейчас НПО автоматики уже получило несколько заказов на 3000 таких систем. «Если будет поток заказчиков, думаю, мы легко сможем производить 5—10 тысяч автопилотов в год», — рассказал 66.RU замдиректора НПОА по гражданской продукции Антон Капустин.

Беспилотная техника передвигается по полю с точностью от 5 до 40 сантиметров, в зависимости от настройки. Такие показатели не может продемонстрировать простой водитель трактора, отмечают производители.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

Беспилотник в собранном виде и его части — контролер управления, вычислительный модуль, приемник спутниковых сигналов, рулевой механизм, комплект датчиков, сенсорное устройство

По словам Антона Капустина, изначально в НПО автоматики производили для сельхозтехники человекоподобные интерфейсы, но в последние годы перешли к автопилотированию.

«В России несколько производителей систем для автопилотирования, и уход западных компаний существенно помог развитию таких продуктов в России. По нашим оценкам, порядка 90% российского рынка занимали именно иностранные производители, эта ниша освободилась, и в перспективе мы готовы ее занять. Кроме того, мы готовы и уже заменяем автопилоты на существующей иностранной технике, и это тоже перспективное направление», — отмечает Капустин.

НПО автоматики готово осваивать рынок и запускает новые производства. Одно из них — создание радаров для беспилотников.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

Приборы производства НПО автоматики, которые устанавливают на сельхозтехнику уже порядка 20 лет

НПО автоматики первое в России запустило производство радаров для беспилотного транспорта ближнего (до 40 метров) и дальнего (до 250 метров) действия, которые способны измерять скорость сближения и удаления объектов, определять дистанцию до объектов, своевременно предупреждать о возможном столкновении с пешеходами, машинами или животными. Пока они проходят испытания, но в ближайшем будущем их планируют запустить в серийное производство.

Фото: пресс-служба НПО автоматики

Так выглядит радар, которым можно дополнять автопилот