Пандемия оказала значительное влияние на организацию рабочих процессов. Переход на удаленку, совещания в видеоконференциях, работа с фрилансерами из других городов и даже стран.
Одним из трендов последних лет стал переход на электронный документооборот (ЭДО). Фактически ЭДО появился в стране еще в 1980-х годах, но развитие получил лишь в 2010-м, когда Госдума приняла законопроект, разрешающий предприятиям обмениваться счетами-фактурами в электронном виде. Подстегнул интерес бизнеса к ЭДО именно коронавирус, когда в силу ограничений и самоизоляции компаниям пришлось переводить процессы в онлайн-формат и выстраивать отношения с клиентами и контрагентами в электронном режиме.
По оценкам компании «Эдит Про», по итогам 2020 года рынок электронного документооборота в России вырос на 10%, в 2021 году рост должен был составить 12–15% (данные на сентябрь 2021 года, более поздних прогнозов компания не предоставляла).
В 2022 году к сложившимся за последние два года драйверам роста присоединились процессы импортозамещения, неблагоприятная экономическая ситуация и даже проблемы с поставками бумаги. По-прежнему влияние оказывают изменения в законодательстве и курс правительства на цифровизацию.
Фото: 66.RU |
---|
Продукт «для физиков»
В 2020 году екатеринбургская IT-компании Artsofte запустила продукт Nopaper — онлайн-сервис документооборота в мобильном телефоне. Первоначально систему разработали для одного из крупных банков и система развивалась в контуре этой кредитной организации.
По словам директора по маркетингу Artsofte Артема Лесникова, в 2021 году компания решила сделать сервис массовым. В первую очередь Nopaper опробовали на себе. Необходимость простого ЭДО диктовала ситуация — в нынешних условиях невозможно зависеть от присутствия лично в офисе ответственного за подпись человека. Другой немаловажный фактор — экономия. В компании подсчитали, что тратят 610 тыс. рублей в год на бумагу, курьерские доставки и картриджи для принтера. Еще более двух миллионов рублей стоит время сотрудников-менеджеров, которые возятся с подписанием документов.
По словам Лесникова, компания постаралась сделать электронный документооборот более доступным для физических лиц и ИП.
Если коротко, то типы электронных подписей можно разделить на три группы:
- Простая электронная подпись (ПЭП). Это те самые SMS и PUSH-коды, одноразовые пароли, которые вам присылают для подтверждения операции. Такую подпись не нужно получать — ее генерирует банк, магазин, «Госуслуги» и т. п.
- Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП). Технически она создается путем криптографических преобразований, ее можно получить только после подтверждения личности — с помощью паспортных данных, фото, видео или при личной встрече. Подпись можно хранить как на USB-токене, так и на мобильном устройстве. Не подходит для некоторого вида документов, например не предполагает работу с госорганами или участие в тендерах. Но является юридически значимой.
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). В отличие от НЭП, получить ее можно только лично в удостоверяющем центре. Она считается самым безопасным типом подписи и нужна для сделок с недвижимостью, сдачи налоговой отчетности, торгов.
Артем Лесников, директор по маркетингу Artsofte:
— Для обмена документами между компаниями и физическими лицами чаще всего достаточно неквалифицированной подписи. В чем наше отличие: мы создали мобильный электронный документооборот, а ваша подпись хранится в телефоне. Мы сделали технологию проще и доступнее, а значит, она интересна не только компаниям, но и физическим лицам.
В Artsofte отмечают, что спрос на продукт типа Nopaper будет только расти. Во-первых, со стороны компаний при условии активного роста кадрового документооборота. В этом случае можно экономить время и ресурсы при подписании договоров, заявлений на отпуск и пр., сокращая время обработки документа (от заявления до подписания в бухгалтерии) и затраты на бумагу и картридж. Во-вторых, с ростом юридической и экономической грамотности граждан такие подписи будут востребованы при заключении соглашения о передаче денег в долг или съеме квартиры. В-третьих, мобильная электронная подпись поможет в регулировании взаимоотношений фрилансеров и работодателей.
Анастасия Шевчук, продуктовый маркетолог Nopaper:
— Известный кейс — компания набирает фрилансеров и должна заключить с ними договор. Чаще всего это бумажный договор. Но представьте, что количество сотрудников растет и не все они живут в том же городе, что и вы. Приходится тратить время и деньги, отправляя письма курьерами, почтой, документы имеют обыкновение теряться. Если же ограничиться сканами документов, то в случае конфликта они не будут иметь юридической силы.
По словам Шевчук, в отличие от КЭП, для тех же фрилансеров, самозанятых, агентов, физлиц получить НЭП проще и дешевле. Не нужно подтверждать личность в удостоверяющем центре, платить за выпуск подписи (2 тыс. рублей), платить за носитель, USB-токен (еще около 1 тыс. рублей), и подписать документ можно в любой точке мира, лишь бы был с собой телефон.
В Artsofte отмечают, что, несмотря на то, что этот вид подписи существует давно, рынок НЭП в России совсем молодой, он появился максимум два-три года назад. И несмотря на то, что у Nopaper есть конкуренты, например «Контур.Подпись» от «Контура» или продукты компаний LightDoc, Legium, в Artsofte считают, что у их решения есть конкурентные преимущества.
Анастасия Шевчук:
— Уникальность Nopaper в безопасности. Технология мобильной подписи позволяет установить, с какого устройства был подписан документ, кто именно его подписал и вносились ли изменения после отправки. Это поможет в разрешении конфликтных ситуаций. Электронная подпись хранится в смартфоне клиента в специальной области в зашифрованном виде. Нет SMS и push-кодов, которые можно перехватить.
Фото: 66.RU |
---|
У истоков ЭДО в России
15 июля 2010 года компания «СКБ Контур» выпустила на рынок готовую систему обмена электронными документами между организациями «Контур.Диадок». За 12 лет работы изменился как сам продукт, так и клиентский сервис, отмечают в «Контуре».
Лидия Урывская, коммерческий директор по продвижению и продажам в «Контуре»:
— Качественный продукт всегда развивается, ориентируясь на запросы рынка, а они за последние 10 лет сильно изменились. В самом начале мы фокусировали внимание на сегменте крупного бизнеса, поскольку у таких компаний больше партнеров, соответственно, больше бумажных документов. Со временем интерес к ЭДО стали проявлять малый и микробизнес, тогда стало понятно, что наш опыт работы пора масштабировать на масс-сегмент.
По словам Урывской, продукт со временем стал более сегментированным, сейчас важно учитывать отрасль и особенности бизнеса клиента, чтобы он мог решить с помощью ЭДО конкретно свои специфические задачи.
Если смотреть в динамике, то у одного из самых крупных игроков на рынке ЭДО количество пользователей с 2010 года выросло в 45 раз и к 2022 году достигло 1,5 млн человек. В «Контуре» наряду с количеством клиентов отслеживают и трафик — количество отправленных электронных документов. С 2016 года этот показатель вырос со 103 до 405 млн документов, то есть в 3,5 раза.
«Контур.Диадок» работает с КЭП. То есть подойдет та цифровая подпись, которую клиент использует для предоставления электронной отчетности в контролирующие органы. Если подписи нет, то ее можно приобрести в аккредитованном удостоверяющем центре, например УЦ «Контура». С помощью электронной подписи можно завизировать файлы в любом формате.
Фото: 66.RU |
---|
Что будет с рынком ЭДО в России дальше
Проблем для развития рынка электронного документооборота его участники не видят. Во-первых, количество компаний растет каждый год, то есть ресурс не конечен. Во-вторых, важно не только число компаний, перешедших на ЭДО, но и количество документов, которые они подписывают электронной подписью, а не распечатывают и по привычке отдают курьерам. В-третьих, рынок ЭДО хоть и конкурентен, но ему есть куда развиваться.
Лидия Урывская:
— Прямо сейчас рынок развивается кратно, мы оцениваем рост трафика в пять раз за последние пять лет. Сейчас в России около 4 млн потенциальных пользователей ЭДО. Без учета ежегодного прироста суммарно операторы перевели в электронный вид примерно половину пользователей. Темп не очень высокий, потому что рынок ЭДО довольно сложный. До сих пор не все организации готовы к переходу на цифровые рельсы. Если говорить о трафике, то за десятилетнюю историю электронного документооборота в РФ переведено лишь 11% от всех счетов-фактур. И это не единственный документ, который можно перевести в электронный вид. ЭДО не ограничен количеством пользователей, задел здесь довольно серьезный.
По мнению Артема Лесникова, у рынка еще есть годы, чтобы развиваться и конкурировать на нем могли спокойно, не боясь «бойни за абонента», как, например, это происходит в сегменте сотовой связи.
Артем Лесников:
— Рынок электронного документооборота растет, и на это есть несколько причин. Во-первых, удорожание традиционного документооборота и его обслуживания. Во-вторых, стимуляция со стороны государства и принятие новых законов. В-третьих, стратегия цифровой трансформации, которой сейчас уделяют большое внимание. Рынок растет, и его сложно увеличивать, все предприниматели со временем будут переходить на ЭДО.
Как отмечает директор по продвижению и продажам в «Контуре», никаких стоп-факторов в развитии сегмента нет. Есть ограничения для самих операторов — решение должно соответствовать законодательству, которое все время меняется, и поэтому приходится постоянно дорабатывать продукт.
«Развитию ситуации помогает два фактора. Первый — эффект «снежного кома», когда количество подключенных контрагентов растет с каждым днем и, заходя в сервис, им достаточно нажатием одной кнопки подписать документы не с одним партнером, а с сотнями сразу. Второе — различного рода законодательные инициативы, например, требования по маркировке товарных групп, электронные транспортные накладные и др. Поскольку у регулятора появляются инициативы по автоматизации процессов, у клиентов появляются запросы на подходящие решения. А для нас это возможность создавать качественные продукты, которые смогут конкурировать с другими предложениями на рынке», — отмечает Лидия Урывская.