Роман Кардаков с детства увлекается комиксами. Свой первый комикс он помнит до сих пор — это был выпуск «Черепашек-ниндзя», который ему купила мама. Тогда в России только-только начали появляться первые издательства, которые выпускали переводные и российские комиксы.
С тех пор комиксы стали важной частью жизни Романа Кардакова, а в ноябре 2021 года его магазин GotComics, который находится в Ельцин Центре, отпраздновал восьмилетие. Более того, сейчас это единственный специализированный магазин комиксов в городе.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Когда вы решили, что хотите сделать комиксы делом своей жизни?
— В 2013 году я работал в компании, которая занимается рекламной продукцией. К тому моменту мне очень сильно разонравилась эта работа, и я понял, что в Екатеринбурге нет места, где ребята могли бы почитать комиксы. А поскольку они мне всегда нравились, я подумал, что было бы здорово открыть свой магазин.
Кроме того, в России в то время пошла новая волна издания комиксов: появлялись новые издательства и даже что-то отечественное начало постепенно появляться в заметном масштабе.
— Сейчас, насколько нам известно, GotComics остался единственным специализирующимся на комиксах магазином. Конечно, некоторые издания по-прежнему можно найти в книжных магазинах, но специализированные точки продаж закрылись. Это произошло из-за пандемии или есть какие-то другие причины?
— Если говорить о том, почему мы остались единственным специализированным магазином комиксов в Екатеринбурге, то стоит упомянуть комьюнити, которое за восемь лет сформировалось вокруг нашего магазина. Если бы не внимание и энтузиазм этих ребят, мы бы тоже закрылись.
В 2020 году весь малый — а тем более книжный — бизнес сильно пострадал. Если честно, нас все еще продолжает немного потряхивать.
Ельцин Центр в прошлом году одним из первых ушел на локдаун. Мы просидели без помещения с марта по август. Нам приходилось что только ни придумывать, чтобы пережить это: устраиваться на вторую работу, проводить стримы, устраивать всякие акции и доставлять по городу заказы самостоятельно. Ребята из комьюнити нас поддерживали все это время и сразу после окончания локдауна стали снова посещать наш магазин. Поэтому мы выжили.
Несмотря на все это, выручка в прошлом году была несравнимо меньше, чем раньше, когда магазин работал полноценно.
Насчет остальных магазинов я не могу сказать наверняка, что именно привело к их закрытию. Но, насколько мне известно, другие магазины не были так открыты своим посетителям. Мы еще до пандемии проводили разные ивенты: лекции, презентации каких-то комиксов и встречи с авторами. На таких событиях всегда можно было поделиться мыслями с другими ребятами, понять, что ты не с другой планеты и есть те, кто разделяет твои увлечения, и, более того, они могут дать тебе возможность по-новому посмотреть на то, что тебе нравится. Вот и весь секрет.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Как на бизнес повлияло введение QR-кодов в регионе?
— Мы в 2020 году улетели в мрачнейший минус, и по лето 2021-го раздавали долги. Нам удалось постепенно встать на ноги, и я надеюсь, что 2021 год закончится для нас на какой-то воодушевляющей ноте. Но пока многих отпугивают QR-коды — несмотря на то, что зайти в Ельцин Центр можно без него, он все равно понадобится, если человек придет к нам. Поэтому у нас сейчас тоже достаточно серьезный провал по выручке — я бы сказал, что продажи упали на 60%.
Чтобы сгладить это, мы стараемся давать о себе знать в онлайне — проводим стримы и организуем доставку на довольно лояльных условиях. Но, к сожалению, онлайн-продажи несопоставимы с офлайн-продажами после локдауна. А про годы до пандемии я вообще молчу.
— Когда в России и в Екатеринбурге была золотая эпоха комиксов?
— Был очень серьезный всплеск, связанный с выходом марвеловских фильмов и сериалов, таких как «Теория Большого Взрыва». Году в 2016-м казалось, что эта история развивается очень бурно. Тогда появлялось много новых издательств и переводных комиксов. Поэтому 2016 год можно считать таким золотым временем.
Сейчас можно смело говорить о том, что комиксы плотно вросли в поп-культуру и никуда не исчезнут в России. Но при этом у читателей меняются приоритеты. Если в 2016 году комиксы были супервостребованным товаром и объектом интереса у многих людей, то сейчас фокус сменился на мангу. Но в целом такая смена закономерна.
— Наверное, сейчас с мангой все трудно из-за того, что в стране запрещают аниме и некоторые комиксы. Например, недавно под запрет попала манга «Класс убийц».
— Пока нет. В России действительно могут запретить все что угодно, причем не обязательно по какой-то объективной причине. Люди, принимающие эти решения, часто не пытаются вникнуть в то, что находится под обложкой.
Вообще-то у всех изданий есть возрастные ограничения. Если предполагается, что в манге есть что-то, не предназначенное для глаз детей, на обложке стоит ограничение «18+». Но запрет каких-то художественных историй для взрослых мне кажется странным.
Из плюсов: пока у нас преимущественно запрещают именно аниме. Например, издание «Азбука» спокойно выпускает манги «Тетрадь смерти» и «Токийский гуль», аниме по которым запретили. Но эти и другие манги можно абсолютно легально найти и купить. Конечно, только если вам есть 18 лет.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Сейчас из-за пандемии многие перешли на формат жизни в онлайн. Встречи в Zoom, фильмы — в стриминговом сервисе, даже ходить в магазин за продуктами не обязательно — все можно заказать через приложение на телефоне. Не кажется ли вам, что со временем онлайн убьет бумажные комиксы, ведь все их можно найти в интернете?
— Их всегда можно было найти в интернете. Например, есть крупный сервис дистрибуции Comixology, где есть все что угодно. Кроме того, у каждого крупного американского издателя и у некоторых российских — например, у Bubble — есть свои сервисы цифровой дистрибуции.
Но зачастую комиксы — это не столько про прочтение, сколько про эстетику и коллекционирование. Я сам такой «бумажный» человек. Мне приятно полистать комикс руками, а потом поставить его на полочку и разглядывать. Для многих наших посетителей это работает так же.
А еще очень важный аспект в том, что магазин комиксов — это не просто место, где тебе отпускают товар за деньги. Это место, где можно пообщаться с единомышленниками, встретиться с интересными людьми и интересно провести время. По крайней мере, мы стараемся делать так, чтобы наш магазин был для людей «третьим местом» («третьим местом» называют часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»). Например, «третьим местом» может быть кафе, клуб, парк, библиотека и т.д., — прим. ред.).
— Как бы вы описали среднестатистического покупателя комиксов?
— Сразу скажу, что если кому-то придет в голову мысль войти в клуб молодых миллионеров, ни в коем случае не занимайтесь комиксами. У нас не очень большая аудитория, но все же она есть. Мы стараемся людям рассказать, что комиксы — это не только супергероика, не только для детей, что жанровое разнообразие этого медиа ничуть не меньше, чем в кино или литературе. Так мы на протяжении всех этих лет ломаем стереотипы, и к нам приходят очень разные люди.
Наверное, если усреднять, то основа нашей аудитории — это человек чуть-чуть за 20 лет, который увлекается поп-культурой. Здесь речь не обязательно только о комиксах — скорее, такой человек следит за тем, что происходит в кино, сериалах, видеоиграх и литературе. И самое главное — он готов вкладываться в свое увлечение. Именно поэтому дети не могут быть подавляющей частью аудитории — у них просто нет собственных ресурсов на такое увлечение.
Если говорить о географии нашего комьюнити, то абсолютное большинство у нас из Екатеринбурга. Есть также из Москвы, Самары, Владивостока и других городов. Зачем им это? Просто у нас есть эксклюзивные товары, которые нельзя найти нигде, кроме Екатеринбурга. Например, наш самиздат и журнал Fantomas. Fantomas — это литературный журнал, где — по аналогии с журналом Weird Tales, в котором публиковались Говард Лавкрафт и Роберт Говард — собирают страшные истории авторов со всей страны.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Вы выше говорили о том, что золотая эпоха комиксов прошла. Как это отражается на появлении новых людей в вашем комьюнити?
— Новые люди у нас все время появляются. Чаще всего люди приходят в комиксы после экранизаций, в частности фильмов Marvel, DC и аниме.
Вообще популярность комикса очень зависит от фильма. Если фильм успешен и его создатели смогли заинтересовать и удивить зрителя, тогда к нам начнут приходить люди, которые будут пытаться найти в комиксах что-то такое же потрясающее, что они видели в фильме. Но если фильм не очень ласково принят аудиторией — как например недавние «Вечные», — то большого всплеска интереса нет.
Например, сейчас выходит аниме «Человек-бензопила». Это динамичный боевик, который очень здорово нарисован. Но пока от него есть только трейлер. Зато есть уже манга — издательство «Азбука» выпустило первый томик на русском языке и это вызвало супербольшую волну интереса. Очень многие хотят посмотреть, что же там такое, от чего все шумят. Причем не успел первый томик выйти, как «Азбука» уже отправила второй в печать.
— А как влияет выход российских фильмов по отечественным комиксам на спрос аудитории? Например, в этом году на экраны вышел «Майор Гром: Чумной доктор». Если говорить про интерес со стороны аудитории, составляет ли он конкуренцию фильмам Marvel?
— После выхода «Майора Грома» персонажи Bubble если не сравнялись по популярности с персонажами Marvel, то точно составили им серьезную конкуренцию. Да, конечно, мы тут говорим не про персонажей первой тройки Marvel — например, говорить, что Игорь Гром такой же популярный, как Питер Паркер, конечно, не приходится. Однако герои второго эшелона Marvel точно гораздо менее популярны, чем персонажи Bubble.
— Как в Екатеринбурге обстоят дела с авторами и иллюстраторами комиксов? Их становится больше или все они уже переехали в Москву и Санкт-Петербург?
— Как мне кажется, большая проблема нашей страны в том, что в Москве и в Питере существенно больше простора для реализации и сосредоточено больше аудитории, чем во всей остальной России. Поэтому из Екатеринбурга многие авторы уезжают туда или часто живут на два города. Особенно много людей стало уезжать в последние годы. Новые ребята, конечно, приходят им на смену. Но это происходит, к сожалению, не так быстро, как уезжают уже состоявшиеся авторы.
Поэтому мы очень заинтересованы в том, чтобы работать здесь с аудиторией, подбадривать и давать возможность для реализации. Например, мы очень ратуем за то, чтобы ребята делали собственные комиксы, и у нас есть отдел самиздата, где мы продаем комиксы на условиях 100% выручки автору, себе вообще ничего не берем. Кроме того, у нас много товаров от художников, которые делают не комиксы, а какой-то мерч — наклейки, открытки и все в этом духе. Мы с ними тоже на очень лояльных условиях сотрудничаем.
— Какие еще возможности для развития есть в Екатеринбурге у людей, которые начинают свой путь?
— Боюсь, что для тех, кто нарисовал свой комикс, напечатал его и хочет посмотреть на реакцию аудитории, кроме нашего магазина, никаких. Разве что они могут опубликовать его в Сети — это тоже очень хороший вариант, потому что так его увидят больше людей.
Но в целом по России все не так плохо. Если мы говорим о людях, которые занимаются комиксами более или менее профессионально, то следует понимать, что у нас в целом проходит не так много интересных событий в индустрии, чтобы человек с навыками остался не замеченным издателями.
Они могут обратиться напрямую к одному из российских издателей. Конечно, одно издательство может отказать иллюстратору — не потому, что он плохо рисует, а просто потому, что комикс окажется неформатным или покажется не рентабелен. Но всегда найдутся издатели, которые посмотрят на это с другой стороны и опубликуют его. В России не так сложно опубликоваться, как в той же Японии, где конкуренция просто огромная.
У Романа тоже есть свой комикс — «Как коту Димке мяукать надоело». Появился он так: «В Екатеринбурге был иллюстратор Дима Осипенко, который сейчас живет в Питере. Как-то мы решили с ним съездить на фестиваль авторских комиксов в Тюмени (Comic Arts Tyumen). Мы не хотели ехать с пустыми руками, поэтому за пару дней написали сценарий, за вечер нарисовали комикс на кухне и напечатали на принтере. Тогда мы посмеялись, попродавали этот комикс на фестивале. А в прошлом году его опубликовало издательство «Эксмо». |
Кроме того, у нас с 2019 года проходит хороший гик-фестиваль «ГикКон», важной частью которого являются комиксы.
Мне кажется, что «ГикКон» очень выгодно отличается от всех остальных гик-фестивалей, которые проходили у нас в городе качеством организации, количеством развлечений и масштабом приглашенных гостей. По-моему, это лучший фестиваль, который когда-либо проводился в Екатеринбурге.
Вообще, на мой взгляд, лучший фестиваль России проводили в Питере. Он назывался «Гикфест» и его организовывали ребята из издательства «Комильфо». Это был самый веселый фестиваль из всех, на которых я был. Наш «ГикКон» сейчас вплотную подбирается к тому, чтобы стать его приятной заменой.
Но вообще я думаю, что фестивалей гик-культуры в городе и в России будет больше, когда все будет не так печально с заболеваемостью.
— Вы выше говорили, что миллионером на продаже комиксов не стать. Почему вы тогда остаетесь в индустрии? Тем более, в текущих условиях с пандемией, QR-кодами и прочими ограничениями.
— Так я ведь и не хочу стать миллионером. Может, я и не получаю сто тысяч в месяц, но я получаю достаточно денег для жизни и при этом занимаюсь своим любимым делом. Поэтому я вполне доволен своим положением.
— Как вы планируете развивать свое дело в ближайшие годы?
— Пока сложно говорить о чем-то конкретном. Прошлый год отучил меня загадывать что-либо на будущее. Мы, конечно, хотели бы переобустроить наш магазин и сделать его более комфортным для проведения в нем времени. Может быть, в следующем году, если коронавирус нас окончательно не затерроризирует, в этом направлении начнем делать сдвиги.
Надеюсь, у нас получится найти какое-то дополнительное помещение в Екатеринбурге. Мы там организуем лаундж-зону, где можно будет почитать комиксы, поиграть в видеоигры, просто посидеть пообщаться и что-то придумать сообща.
Если предполагать, что в ближайшие пять лет все будет хорошо, мне бы, конечно, хотелось заниматься small-press издательством — то есть издавать местных ребят. У нас есть много авторов, которые создают просто фантастические комиксы. Но часто у них нет ресурсов на то, чтобы активно себя продвигать.
Мы бы делали точечные издания таких комиксов и распространяли их всюду, докуда сможем дотянуться — как минимум по всему Екатеринбургу. И было бы здорово сделать что-то вроде периодической газеты, где мы бы публиковали работы местных авторов — не только комиксы, но и какие-то литературные работы, веселые кроссворды и прочее всякое веселое и полезное для нашего города и региона.