Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Охранитель спасает Питер от айтишников. Павел Матяж о фильме «Майор Гром: Чумной доктор»

2 апреля 2021, 11:43
Охранитель спасает Питер от айтишников. Павел Матяж о фильме «Майор Гром: Чумной доктор»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На наших глазах происходит историческое событие. На больших экранах – первая экранизация российского комикса и рождение первой российской киновселенной. «Защитники» и «Черная молния» не в счет, они оба сняты по оригинальному сценарию, а комиксы нарисовали постфактум уже по мотивам.

Рослый полицейский в штатском огромными скачками несется за инкассаторской машиной, отмахиваясь от летящих в него купюр российских рублей разного достоинства. Вооруженные до зубов грабители в масках злых хоккеистов из популярного в 80-е советского мультфильма швыряют в мента деньгами, вместо того чтобы пристрелить. Поэтому эта погоня продолжается довольно долго. Как сладкий сон кинопрокатчика.

Бегущего человека зовут майор Гром, и следующие два с половиной часа (если считать с обеими сценами после титров) он будет искать и искоренять зло с просторов родного города. Впрочем, Питер майора Грома – это не всем известная туристическая столица России, Мекка интеллектуалов и скинхедов. А Санкт-Петербург из альтернативной вселенной Bubble.

Полисмены в этом мире не вызывают всеобщий ужас одним своим появлением, они носят стильную голубую форму, не берут взяток, никому не подбрасывают наркотики, не пытают задержанных и вообще белые и пушистые. Главное управление питерской полиции расположено в Мраморном дворце, а внутри выглядит как библиотека Конгресса. Начальник там у них мировой мужик, добряк и любитель ретроспективных мотоциклов. Его играет Алексей Маклаков из сериала «Солдаты». Скрепя сердце он борется с озверевшими от безнаказанности олигархами и терроризирующими город уличными бандами. Комиксовый Санкт-Петербург погружен в вечную ночь и готэмский смог.

Майор Гром в этом русском Готэме – местный бэтмен. 99% раскрытий и задержаний на его счету. Хотя, по сути, для супергероя это не совсем типичная модель поведения. Обычно так ведут себя парни из совсем другой вселенной. Вселенной хороших копов. Майор Гром, скорее, такой Джон Макклейн или персонаж Шварценеггера из «Последнего героя боевика». Крутой, но карикатурный коп. Веселый охранитель.

Что же это за напасть-то такая? Как в том анекдоте: «эти русские за что ни возьмутся, получается автомат Калашникова». Ну почему, почему из миллионов возможных вариантов первым русским супергероем обязательно должен был стать питерский мент? Как это случилось? По чьей вине? Безусловно, одни причастны к этому более, чем другие, и с них в свое время спросится, но все же, признаем правду — главной причиной этого стала жестокая судьба российского комикса.

«Золотой век» американского комикса, когда журналы с картинками были неотъемлемым атрибутом каждого школьника и даже студента, тоже давно в прошлом. Но в США это хотя бы было. История русского комикса оборвалась, едва начавшись. И к российским школьникам имеет весьма отдаленное отношение.

В 1990-е несколько российских студий рисовали комиксы. Художники адаптировали ветхозаветную фантастику Стругацких, Лема, Булычева, постмодернистски переосмысляли Толстого и Булгакова, рисовали и собственные истории, мрачную постапокалиптику, славянское фэнтези, военные драмы про афганскую войну, детективы, ужасы, эротику, всякое-разное. Но череда финансовых кризисов в конце 90-х и появление интернета и прочих гаджетов в нулевых прикончили индустрию на корню. И русские комиксы, так не став массовым развлечением для подростков, сразу перешли в крайне узкий сегмент культовых объектов для гиков.

Все нулевые российские комиксы влачили нищенское существование. Тираж в 1000 экземпляров считался достижением и сказочной удачей. Деньги на него собирали с помощью краудфандинга и разных фондов. В этой ситуации донкихотствующие энтузиасты, которые еще остались в профессии, могли рисовать что угодно, любой авангард, все равно это никто не напечатает.

Основатель студии Bubble Comics Артем Габрелянов, сын одиозного российского медиамагната Ашота Габрелянова, был не из таких. Bubble громко заявила о себе в середине десятых, осчастливив российских пользователей целой новой комикс-вселенной. 20-страничные выпуски комиксов выходили раз в месяц и заполонили уличные киоски, книжные магазины и даже супермаркеты. Габрелянов мог себе позволить печатать тираж в 10 000 экземпляров.

Рассчитывая увлечь поколение Z, которых очень много родилось в тучные нулевые, Артем делал ставку на супергероику. Односложные истории с яркими узнаваемыми персонажами, внятным позитивным месседжем и национальным колоритом. С некоторой натяжкой это можно назвать возвратом к классическим комиксам Marvel, но с сильным русским акцентом.

И когда у наших кинематографистов дошли руки до комиксов, выбор было сделать не так уж сложно. У компании Габрелянова в России не было и нет заметных конкурентов. Впрочем, даже тогда оставался шанс на более перспективного героя. Майор Гром – не единственный персонаж вселенной Bubble. Там у них есть ребята поинтереснее.

Например, борец с демонами Бесобой, который перманентно спускается в ад с демоном-напарником Шмыгом. Все это, конечно, миллион раз было в «Константине» или «Люцифере», в комиксах Геймана и Мура, но никто кроме чокнутых гиков об этом не в курсе.

Или Красная Фурия. Есть мнение, что она скопирована с Наташи Романофф. Так это или нет, разобраться непросто, зато художник, который рисовал эту серию, до этого занимался порнокомиксами, так что потенциально этот персонаж намного фактурнее и глубже, чем полицейский в кожаной тужурке.

Но первым пошел майор милиции. Актерское обаяние и харизма Тихона Жизневского («Огонь», «Топи») призваны создать позитивный образ полицейского с человеческим лицом, но эффект получается обратный. Лишенный своих хипповых кудрей и улыбки от уха до уха Жизневский выглядит так, будто в него вселилась какая-то злая сила, агент «Матрицы». И весельчак и балагур внезапно начинает рычать сквозь зубы какие-то полицейские максимы из арсенала Глеба Жеглова.

Только ловить этот наследник Жеглова будет не «Черную кошку», не воров и бандитов, а всяких блогеров и айтишников. Которые с помощью видеообращений в интернете манипулируют неразумной молодежью и заставляют ее выходить на несанкционированные митинги.

Что должен понять современный подросток, в которого направлен этот элементарный, как мычание, месседж? Видеообращения – это зло, митинги — это зло, айтишники – это зло, особенно если не делятся с правоохранительными органами данными о звонках и геолокации. Но и еще одно. Супергеройствовать в России можно только под присмотром государства. Русский супергерой – не одинокий мститель в маске, не дружелюбный сосед, не инопланетный пришелец, а сотрудник спецслужб, мент, а еще лучше – кагэбэшник.

В общем-то, определенная логика в этом есть. Ведь и «Защитники» Сарика Андреасяна изначально задумывались их создателями в секретных советских НИИ не для подавления протестов и революций внутри страны, а как оружие для борьбы с Западом. Майор Гром действует в этой же системе координат. Наш супергерой не скрывает лицо под маской. Наоборот. Он нужен для того, чтобы сорвать маски со всех этих так называемых мстителей.

Удачного просмотра.