Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Нас спасло комьюнити»: только один магазин комиксов в Екатеринбурге смог пережить пандемию

«Нас спасло комьюнити»: только один магазин комиксов в Екатеринбурге смог пережить пандемию
Фото: Антон Буценко, 66.RU
В Екатеринбурге после локдаунов и введения QR-кодов выжил только один специализированный магазин комиксов — GotComics. Как рассказал 66.RU его основатель Роман Кардаков, для этого ему и его помощнику пришлось найти дополнительную работу, самим доставлять комиксы по городу и просить о помощи комьюнити, которое сложилось вокруг магазина. Несмотря на все трудности, Кардаков не думает бросать свое дело и, более того, пытается поддерживать авторов из Екатеринбурга. Подробнее о том, что происходит в индустрии комиксов и как люди приходят в нее работать — в интервью 66.RU.

Роман Кардаков с детства увлекается комиксами. Свой первый комикс он помнит до сих пор — это был выпуск «Черепашек-ниндзя», который ему купила мама. Тогда в России только-только начали появляться первые издательства, которые выпускали переводные и российские комиксы.

С тех пор комиксы стали важной частью жизни Романа Кардакова, а в ноябре 2021 года его магазин GotComics, который находится в Ельцин Центре, отпраздновал восьмилетие. Более того, сейчас это единственный специализированный магазин комиксов в городе.

«Нас спасло комьюнити»: только один магазин комиксов в Екатеринбурге смог пережить пандемию
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Чтобы выжить, мы устроились на вторую работу и сами доставляли комиксы»

— Когда вы решили, что хотите сделать комиксы делом своей жизни?

— В 2013 году я работал в компании, которая занимается рекламной продукцией. К тому моменту мне очень сильно разонравилась эта работа, и я понял, что в Екатеринбурге нет места, где ребята могли бы почитать комиксы. А поскольку они мне всегда нравились, я подумал, что было бы здорово открыть свой магазин.

Кроме того, в России в то время пошла новая волна издания комиксов: появлялись новые издательства и даже что-то отечественное начало постепенно появляться в заметном масштабе.

— Сейчас, насколько нам известно, GotComics остался единственным специализирующимся на комиксах магазином. Конечно, некоторые издания по-прежнему можно найти в книжных магазинах, но специализированные точки продаж закрылись. Это произошло из-за пандемии или есть какие-то другие причины?

— Если говорить о том, почему мы остались единственным специализированным магазином комиксов в Екатеринбурге, то стоит упомянуть комьюнити, которое за восемь лет сформировалось вокруг нашего магазина. Если бы не внимание и энтузиазм этих ребят, мы бы тоже закрылись.

В 2020 году весь малый — а тем более книжный — бизнес сильно пострадал. Если честно, нас все еще продолжает немного потряхивать.

Ельцин Центр в прошлом году одним из первых ушел на локдаун. Мы просидели без помещения с марта по август. Нам приходилось что только ни придумывать, чтобы пережить это: устраиваться на вторую работу, проводить стримы, устраивать всякие акции и доставлять по городу заказы самостоятельно. Ребята из комьюнити нас поддерживали все это время и сразу после окончания локдауна стали снова посещать наш магазин. Поэтому мы выжили.

Несмотря на все это, выручка в прошлом году была несравнимо меньше, чем раньше, когда магазин работал полноценно.

Насчет остальных магазинов я не могу сказать наверняка, что именно привело к их закрытию. Но, насколько мне известно, другие магазины не были так открыты своим посетителям. Мы еще до пандемии проводили разные ивенты: лекции, презентации каких-то комиксов и встречи с авторами. На таких событиях всегда можно было поделиться мыслями с другими ребятами, понять, что ты не с другой планеты и есть те, кто разделяет твои увлечения, и, более того, они могут дать тебе возможность по-новому посмотреть на то, что тебе нравится. Вот и весь секрет.

«Нас спасло комьюнити»: только один магазин комиксов в Екатеринбурге смог пережить пандемию
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Как на бизнес повлияло введение QR-кодов в регионе?

— Мы в 2020 году улетели в мрачнейший минус, и по лето 2021-го раздавали долги. Нам удалось постепенно встать на ноги, и я надеюсь, что 2021 год закончится для нас на какой-то воодушевляющей ноте. Но пока многих отпугивают QR-коды — несмотря на то, что зайти в Ельцин Центр можно без него, он все равно понадобится, если человек придет к нам. Поэтому у нас сейчас тоже достаточно серьезный провал по выручке — я бы сказал, что продажи упали на 60%.

Чтобы сгладить это, мы стараемся давать о себе знать в онлайне — проводим стримы и организуем доставку на довольно лояльных условиях. Но, к сожалению, онлайн-продажи несопоставимы с офлайн-продажами после локдауна. А про годы до пандемии я вообще молчу.

«Золотая эпоха комиксов прошла, но они глубоко закрепились в поп-культуре»

— Когда в России и в Екатеринбурге была золотая эпоха комиксов?

— Был очень серьезный всплеск, связанный с выходом марвеловских фильмов и сериалов, таких как «Теория Большого Взрыва». Году в 2016-м казалось, что эта история развивается очень бурно. Тогда появлялось много новых издательств и переводных комиксов. Поэтому 2016 год можно считать таким золотым временем.

Сейчас можно смело говорить о том, что комиксы плотно вросли в поп-культуру и никуда не исчезнут в России. Но при этом у читателей меняются приоритеты. Если в 2016 году комиксы были супервостребованным товаром и объектом интереса у многих людей, то сейчас фокус сменился на мангу. Но в целом такая смена закономерна.

— Наверное, сейчас с мангой все трудно из-за того, что в стране запрещают аниме и некоторые комиксы. Например, недавно под запрет попала манга «Класс убийц».

— Пока нет. В России действительно могут запретить все что угодно, причем не обязательно по какой-то объективной причине. Люди, принимающие эти решения, часто не пытаются вникнуть в то, что находится под обложкой.

Вообще-то у всех изданий есть возрастные ограничения. Если предполагается, что в манге есть что-то, не предназначенное для глаз детей, на обложке стоит ограничение «18+». Но запрет каких-то художественных историй для взрослых мне кажется странным.

Из плюсов: пока у нас преимущественно запрещают именно аниме. Например, издание «Азбука» спокойно выпускает манги «Тетрадь смерти» и «Токийский гуль», аниме по которым запретили. Но эти и другие манги можно абсолютно легально найти и купить. Конечно, только если вам есть 18 лет.

«Нас спасло комьюнити»: только один магазин комиксов в Екатеринбурге смог пережить пандемию
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Сейчас из-за пандемии многие перешли на формат жизни в онлайн. Встречи в Zoom, фильмы — в стриминговом сервисе, даже ходить в магазин за продуктами не обязательно — все можно заказать через приложение на телефоне. Не кажется ли вам, что со временем онлайн убьет бумажные комиксы, ведь все их можно найти в интернете?

— Их всегда можно было найти в интернете. Например, есть крупный сервис дистрибуции Comixology, где есть все что угодно. Кроме того, у каждого крупного американского издателя и у некоторых российских — например, у Bubble — есть свои сервисы цифровой дистрибуции.

Но зачастую комиксы — это не столько про прочтение, сколько про эстетику и коллекционирование. Я сам такой «бумажный» человек. Мне приятно полистать комикс руками, а потом поставить его на полочку и разглядывать. Для многих наших посетителей это работает так же.

А еще очень важный аспект в том, что магазин комиксов — это не просто место, где тебе отпускают товар за деньги. Это место, где можно пообщаться с единомышленниками, встретиться с интересными людьми и интересно провести время. По крайней мере, мы стараемся делать так, чтобы наш магазин был для людей «третьим местом» («третьим местом» называют часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»). Например, «третьим местом» может быть кафе, клуб, парк, библиотека и т.д., — прим. ред.).

«Популярность комиксов зависит от успешности экранизаций»

— Как бы вы описали среднестатистического покупателя комиксов?

— Сразу скажу, что если кому-то придет в голову мысль войти в клуб молодых миллионеров, ни в коем случае не занимайтесь комиксами. У нас не очень большая аудитория, но все же она есть. Мы стараемся людям рассказать, что комиксы — это не только супергероика, не только для детей, что жанровое разнообразие этого медиа ничуть не меньше, чем в кино или литературе. Так мы на протяжении всех этих лет ломаем стереотипы, и к нам приходят очень разные люди.

Наверное, если усреднять, то основа нашей аудитории — это человек чуть-чуть за 20 лет, который увлекается поп-культурой. Здесь речь не обязательно только о комиксах — скорее, такой человек следит за тем, что происходит в кино, сериалах, видеоиграх и литературе. И самое главное — он готов вкладываться в свое увлечение. Именно поэтому дети не могут быть подавляющей частью аудитории — у них просто нет собственных ресурсов на такое увлечение.

Если говорить о географии нашего комьюнити, то абсолютное большинство у нас из Екатеринбурга. Есть также из Москвы, Самары, Владивостока и других городов. Зачем им это? Просто у нас есть эксклюзивные товары, которые нельзя найти нигде, кроме Екатеринбурга. Например, наш самиздат и журнал Fantomas. Fantomas — это литературный журнал, где — по аналогии с журналом Weird Tales, в котором публиковались Говард Лавкрафт и Роберт Говард — собирают страшные истории авторов со всей страны.

«Нас спасло комьюнити»: только один магазин комиксов в Екатеринбурге смог пережить пандемию
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Вы выше говорили о том, что золотая эпоха комиксов прошла. Как это отражается на появлении новых людей в вашем комьюнити?

— Новые люди у нас все время появляются. Чаще всего люди приходят в комиксы после экранизаций, в частности фильмов Marvel, DC и аниме.

Вообще популярность комикса очень зависит от фильма. Если фильм успешен и его создатели смогли заинтересовать и удивить зрителя, тогда к нам начнут приходить люди, которые будут пытаться найти в комиксах что-то такое же потрясающее, что они видели в фильме. Но если фильм не очень ласково принят аудиторией — как например недавние «Вечные», — то большого всплеска интереса нет.

Например, сейчас выходит аниме «Человек-бензопила». Это динамичный боевик, который очень здорово нарисован. Но пока от него есть только трейлер. Зато есть уже манга — издательство «Азбука» выпустило первый томик на русском языке и это вызвало супербольшую волну интереса. Очень многие хотят посмотреть, что же там такое, от чего все шумят. Причем не успел первый томик выйти, как «Азбука» уже отправила второй в печать.

— А как влияет выход российских фильмов по отечественным комиксам на спрос аудитории? Например, в этом году на экраны вышел «Майор Гром: Чумной доктор». Если говорить про интерес со стороны аудитории, составляет ли он конкуренцию фильмам Marvel?

— После выхода «Майора Грома» персонажи Bubble если не сравнялись по популярности с персонажами Marvel, то точно составили им серьезную конкуренцию. Да, конечно, мы тут говорим не про персонажей первой тройки Marvel — например, говорить, что Игорь Гром такой же популярный, как Питер Паркер, конечно, не приходится. Однако герои второго эшелона Marvel точно гораздо менее популярны, чем персонажи Bubble.

«В России довольно просто опубликовать свой комикс»

— Как в Екатеринбурге обстоят дела с авторами и иллюстраторами комиксов? Их становится больше или все они уже переехали в Москву и Санкт-Петербург?

— Как мне кажется, большая проблема нашей страны в том, что в Москве и в Питере существенно больше простора для реализации и сосредоточено больше аудитории, чем во всей остальной России. Поэтому из Екатеринбурга многие авторы уезжают туда или часто живут на два города. Особенно много людей стало уезжать в последние годы. Новые ребята, конечно, приходят им на смену. Но это происходит, к сожалению, не так быстро, как уезжают уже состоявшиеся авторы.

Поэтому мы очень заинтересованы в том, чтобы работать здесь с аудиторией, подбадривать и давать возможность для реализации. Например, мы очень ратуем за то, чтобы ребята делали собственные комиксы, и у нас есть отдел самиздата, где мы продаем комиксы на условиях 100% выручки автору, себе вообще ничего не берем. Кроме того, у нас много товаров от художников, которые делают не комиксы, а какой-то мерч — наклейки, открытки и все в этом духе. Мы с ними тоже на очень лояльных условиях сотрудничаем.

— Какие еще возможности для развития есть в Екатеринбурге у людей, которые начинают свой путь?

— Боюсь, что для тех, кто нарисовал свой комикс, напечатал его и хочет посмотреть на реакцию аудитории, кроме нашего магазина, никаких. Разве что они могут опубликовать его в Сети — это тоже очень хороший вариант, потому что так его увидят больше людей.

Но в целом по России все не так плохо. Если мы говорим о людях, которые занимаются комиксами более или менее профессионально, то следует понимать, что у нас в целом проходит не так много интересных событий в индустрии, чтобы человек с навыками остался не замеченным издателями.

Они могут обратиться напрямую к одному из российских издателей. Конечно, одно издательство может отказать иллюстратору — не потому, что он плохо рисует, а просто потому, что комикс окажется неформатным или покажется не рентабелен. Но всегда найдутся издатели, которые посмотрят на это с другой стороны и опубликуют его. В России не так сложно опубликоваться, как в той же Японии, где конкуренция просто огромная.

У Романа тоже есть свой комикс — «Как коту Димке мяукать надоело». Появился он так: «В Екатеринбурге был иллюстратор Дима Осипенко, который сейчас живет в Питере. Как-то мы решили с ним съездить на фестиваль авторских комиксов в Тюмени (Comic Arts Tyumen). Мы не хотели ехать с пустыми руками, поэтому за пару дней написали сценарий, за вечер нарисовали комикс на кухне и напечатали на принтере. Тогда мы посмеялись, попродавали этот комикс на фестивале. А в прошлом году его опубликовало издательство «Эксмо».

Кроме того, у нас с 2019 года проходит хороший гик-фестиваль «ГикКон», важной частью которого являются комиксы.

Мне кажется, что «ГикКон» очень выгодно отличается от всех остальных гик-фестивалей, которые проходили у нас в городе качеством организации, количеством развлечений и масштабом приглашенных гостей. По-моему, это лучший фестиваль, который когда-либо проводился в Екатеринбурге.

Вообще, на мой взгляд, лучший фестиваль России проводили в Питере. Он назывался «Гикфест» и его организовывали ребята из издательства «Комильфо». Это был самый веселый фестиваль из всех, на которых я был. Наш «ГикКон» сейчас вплотную подбирается к тому, чтобы стать его приятной заменой.

Но вообще я думаю, что фестивалей гик-культуры в городе и в России будет больше, когда все будет не так печально с заболеваемостью.

«Прошлый год отучил меня загадывать что-либо на будущее»

— Вы выше говорили, что миллионером на продаже комиксов не стать. Почему вы тогда остаетесь в индустрии? Тем более, в текущих условиях с пандемией, QR-кодами и прочими ограничениями.

— Так я ведь и не хочу стать миллионером. Может, я и не получаю сто тысяч в месяц, но я получаю достаточно денег для жизни и при этом занимаюсь своим любимым делом. Поэтому я вполне доволен своим положением.

— Как вы планируете развивать свое дело в ближайшие годы?

— Пока сложно говорить о чем-то конкретном. Прошлый год отучил меня загадывать что-либо на будущее. Мы, конечно, хотели бы переобустроить наш магазин и сделать его более комфортным для проведения в нем времени. Может быть, в следующем году, если коронавирус нас окончательно не затерроризирует, в этом направлении начнем делать сдвиги.

Надеюсь, у нас получится найти какое-то дополнительное помещение в Екатеринбурге. Мы там организуем лаундж-зону, где можно будет почитать комиксы, поиграть в видеоигры, просто посидеть пообщаться и что-то придумать сообща.

Если предполагать, что в ближайшие пять лет все будет хорошо, мне бы, конечно, хотелось заниматься small-press издательством — то есть издавать местных ребят. У нас есть много авторов, которые создают просто фантастические комиксы. Но часто у них нет ресурсов на то, чтобы активно себя продвигать.

Мы бы делали точечные издания таких комиксов и распространяли их всюду, докуда сможем дотянуться — как минимум по всему Екатеринбургу. И было бы здорово сделать что-то вроде периодической газеты, где мы бы публиковали работы местных авторов — не только комиксы, но и какие-то литературные работы, веселые кроссворды и прочее всякое веселое и полезное для нашего города и региона.