Крупные предприятия Свердловской области обратились к областному Союзу промышленников и предпринимателей (СОСПП) и потребовали содействия в введении дополнительных ограничений для общественного транспорта. В частности, они считают, что в транспорте, как и на рабочих местах, нужно проверять наличие электронных сертификатов. Такое требование они мотивируют тем, что транспорт в текущем контексте становится потенциально опасным местом, где их сотрудники могут заразиться коронавирусом.
«Владельцы предприятий беспокоятся, что во время поездки в общественном транспорте люди подхватывают инфекцию и потом разносят ее по всей организации, заражая других сотрудников. Если на предприятиях все санитарно-эпидемиологические требования выполняются, то контролировать период доставки от дома до рабочего места сотрудника общественным транспортом они не могут», — пояснил вице-президент СОСПП Александр Породнов.
Как относятся к введению QR-кодов в общественном транспорте в других регионах
Сейчас в России нет ни одного региона, где была бы введена проверка QR-кодов в общественном транспорте. Однако уже с 22 ноября в Татарстане проехать в общественном транспорте можно будет только при наличии электронного сертификата (о вакцинации или перенесенном коронавирусе) или справки о медотводе. При этом в регионе пока не решили, как именно будет работать система проверки кодов.
UPD: По поручению президента Татарстана QR-коды введут раньше заявленного изначально срока во всем внутриреспубликанском общественном транспорте (городском, пригородном, межмуниципальном). Проверка наличия QR-кода будет осуществляться силами перевозчиков в момент посадки пассажира в общественный транспорт.
По решению президента, перевозчикам, в случае необходимости, будет предоставлена субсидия на приобретение технических средств для проверки QR-кодов.
Мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин планирует изучить опыт Татарстана и по возможности перенять его. Кроме того, с предложением ввести аналогичное требование в Уфе и Стерлитамаке выступил профсоюз работников автомобильного транспорта Башкирии. Об этом сообщает РБК Уфа.
После сообщений о планах ввести проверку кодов глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов направил письмо главе федерального оперштаба Татьяне Голиковой. Он пишет, что нововведение только создаст дополнительные проблемы пассажирам и разорит транспортные компании. В ассоциации указали, что на проверку QR-кода у каждого пассажира уйдет порядка 20–30 секунд, что может парализовать работу общественного транспорта в часы пик.
В каких странах ввели ограничения в общественном транспорте для невакцинированных
Во многих странах вводится обязательная проверка сертификатов о вакцинации в междугороднем транспорте. Так, в Италии уже третий месяц перемещаться между городами можно только по гринпассу. Документ проверяют проводники поездов и водители автобусов. С 6 сентября сертификат о вакцинации или отрицательный ПЦР необходим для поездок на междугороднем общественном транспорте в Турции — проверяют его наличие через специальное приложение.
Однако в некоторых странах правительства начали вводить ограничения для непривитых и на городском транспорте. Например, в Латвии люди без сертификата о вакцинации не могут получить скидку на проезд в общественном транспорте — местный минздрав признал, что городской транспорт является местом, где очень высок риск заражения COVID-19.
С 1 ноября в Киеве пользоваться общественным транспортом разрешено при наличии COVID-сертификата или ПЦР или антиген-теста, сделанного не более чем за 72 часа до поездки, или сертификата о выздоровлении. Как пишет издание ЦТС, проверка соответствующих документов проводится выборочно, а за отсутствие сертификата на пассажира накладывается штраф в 17 тыс. гривен (46 тыс. рублей).