Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это бомба замедленного действия». Семь причин, по которым авиакомпании отменяют и задерживают рейсы

9 августа 2021, 10:00
«Это бомба замедленного действия». Семь причин, по которым авиакомпании отменяют и задерживают рейсы
Фото: 66.ru
В погоне за пассажиропотоком перевозчики начали сталкиваться с нехваткой летного персонала. По неофициальной версии, бортпроводники и пилоты выступают против переработок и низких зарплат. Авиакомпании официально проблему отрицают. Однако если не прекратить гонку за клиентами в текущих условиях, ситуация продолжит ухудшаться.

Задержки рейсов по всей стране

Пассажиропоток российских авиакомпаний начал восстанавливаться по сравнению с 2020 годом и постепенно выходить на докризисный уровень. За первые полгода, по данным Росавиации, перевозчики обслужили 43 млн пассажиров — на 58% больше, чем в 2020-м. Вместе с возвращением к привычной нагрузке добавилось еще обязательное ПЦР-тестирование бортпроводников и пилотов, рост заболеваемости коронавирусом и ухудшение условий работы. Все это отразилось и на пассажирах. Они чаще сталкиваются с задержкой и отменами рейсов. Последний инцидент произошел в начале августа, когда авиакомпания «Россия» за несколько дней отменила 17 рейсов и задержала еще около 50.

Однако задержки начались еще в начале лета и были не только у «России». Как писал «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные Flightradar24, в июне у всех крупных компаний, входящих в топ-5 перевозчиков, кроме «Аэрофлота», выросли задержки. Хуже всего ситуация у «Уральских авиалиний», которые задерживали почти каждый второй рейс. В авиакомпаниях обвинили в случившемся нехватку персонала в аэропортах и плохие метеоусловия.

В июле авиакомпания Utair из-за распространения коронавируса среди членов экипажа отправила на карантин около ста сотрудников, часть рейсов пришлось отменить. В том же месяце министр транспорта Республики Саха Владимир Сивцев сделал замечание руководству авиакомпании «Якутия» за задержки рейсов. Он заявил, что регулярность полетов в июне снизилась до 80,9%, а перевозчик несколько раз допустил массовые сбои в расписании. В компании объяснили проблемы ограниченностью парка.

В августе архангельская транспортная прокуратура возбудила дело об административном правонарушении в отношении авиакомпании Smartavia (ранее работала под брендом Nordavia) из-за задержек более чем 30 рейсов за два месяца. В прокуратуре выяснили, что задержки происходили по вине перевозчика.

Росавиация в 2019 году отказалась вести рейтинг пунктуальности авиакомпаний, сославшись на «отсутствие единой методики и стандарта оценки». Поэтому единого источника информации о задержках рейсов нет.

Бортпроводники массово уходят на больничные

Массовую отмену и задержку рейсов авиакомпании «Россия» объяснили нехваткой бортпроводников — количество ушедших на больничный сотрудников увеличилось втрое. Однако по неофициальной информации источников в СМИ и телеграм-каналах, бортпроводники авиакомпании устроили забастовку, отказавшись от дальних рейсов. Официально авиакомпания эту информацию опровергает.

В качестве причин внезапного роста больничных, которые озвучивались, в частности, в телеграм-канале «Незыгарь», указаны: рост нагрузки на пилотов, переработки, вызов из отпусков. Председатель первичной профсоюзной организации летного состава авиакомпании «Россия» Игорь Морозов заявил РБК, что проблемы с нехваткой бортпроводников в авиакомпании фиксировались с весны.

После появления сообщений о забастовке, которую в «России» официально отрицают, авиакомпания начала предлагать сотрудникам по 25 тыс. рублей за «лояльность». В «России» признают, что вынуждены выводить сотрудников из резерва. «Просим вас проявить лояльность в отношении нашей авиакомпании и быть доступными для планирования в период с 5 августа по 10 сентября 2021 года в течение 31 календарного дня… Проявленная вами лояльность будет отмечена премией в размере 25 тыс. рублей», — говорится в сообщении, которое разослали сотрудникам.

Телеграм-канал «Пристегните ремни» обращает внимание на то, что S7, которая ранее предлагала зарплату бортпроводникам без опыта работы в 80 тыс. рублей, увеличила сумму в вакансии до 110 тыс.

Другие авиакомпании рискуют повторить историю «России»

Как рассказал 66.RU руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, с аналогичной ситуацией рискуют столкнуться авиакомпании, которые будут находиться в сходных условиях: интенсивный рост объемов перевозок и, как следствие, потребность в формировании наиболее плотного расписания полетов; 100% тестирование членов экипажей не реже чем раз в 72 часа; выполнение полетов в пункты назначения и регионы с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией; далекий от 100% уровень вакцинации сотрудников.

По его словам, дефицит летного персонала, и отчасти бортпроводников, существовал в отрасли и до пандемии. «По мере выхода на показатели 2019 года и их превышения будет сложно решать кадровые проблемы, тем более что у авиакомпаний сегодня нет возможности вести зарплатные войны, привлекая персонал длинным рублем», — рассказал эксперт 66.RU.

В авиакомпаниях, опрошенных 66.RU, проблемы с нехваткой кадров отрицают. В Red Wings сообщили, что в авиакомпании нет дефицита летных и кабинных экипажей. А количество заболевших или находящихся на карантине пилотов и бортпроводников всего на несколько процентных пунктов превышает среднее количество болеющих сотрудников в обычное, непандемийное время. При этом количество вакцинированных сотрудников уже приближается к 60%.

В «Уральских авиалиниях» рассказали, что в связи с расширением парка воздушных судов и восстановлением объемов перелетов постоянно занимаются приемом сотрудников. «Наибольшая потребность авиакомпании выражается в бортпроводниках, инженерах и техниках, а также в представителях рабочих специальностей. Бортпроводники требуются в летных отрядах Москвы и Екатеринбурга», — рассказал представитель перевозчика. За две недели, по данным «Уральских авиалиний», диагноз «коронавирус» подтвердили у пяти человек, всего вакцинировано 65,5% летного состава.

По словам Олега Пантелеева, у перевозчиков нет возможности летать по существующим тарифам. Для того чтобы платить конкурентную зарплату и обслуживать возросшие долги, придется повышать доходную ставку. Это, считает эксперт, сократит пассажиропоток и даст возможность сбалансировать ситуацию. Однако авиакомпании на такой шанс не идут.

«Мы видим, что авиакомпании, находясь в постоянной погоне за выручкой, предпочитают работать почти в ноль либо в убыток, но не приводят тарифы в соответствие с текущей ситуацией. Демпинг дает рост пассажиропотока, но он закладывает бомбу замедленного действия под бизнес перевозчиков», — подчеркивает эксперт.