Производительность труда в России ниже, чем в развитых странах мира, в 2–2,5 раза. Чтобы исправить ситуацию, в майском указе 2018 года Владимир Путин распорядился добиться роста производительности 5% в год в несырьевых отраслях экономики. Так появились нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» и Федеральный центр компетенций (ФЦК), который помогает этот проект реализовывать.
Нацпроект включает в себя экспертную и финансовую поддержку предприятий, работу с административными барьерами, а также переобучение сотрудников. Если коротко, на предприятие отправляют опытных специалистов, которые сначала анализируют ситуацию, а затем предлагают алгоритмы для улучшения работы. Перед уходом они оставляют после себя тренеров из числа штатных сотрудников производства, которые продолжают оптимизацию.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Изменения внедряют всюду: от отдельных рабочих мест до целых цехов. На то, чтобы обучать компании эффективно использовать свои ресурсы, из бюджета РФ потратят 45,7 млрд рублей. Из них 67,3 млн рублей отдали Свердловской области на создание Регионального центра компетенций (РЦК). Один из удачных кейсов работы РЦК при поддержке федерального центра, например, — оптимизация на заводе «Ермак», который за полгода удвоил выпуск вагон-домов для фельдшеров и нефтяников.
В январе специалисты от РЦК пришли на Каменск-Уральский литейный завод (КУЛЗ).
Как рассказал 66.RU генеральный директор КУЛЗ Вячеслав Русаков, оптимизацию на заводе начали еще до нацпроекта. По отношению к 2018 году производительность труда удалось повысить почти на 20%.
— В прошлые годы рост произошел за счет управленческих решений сверху, а теперь мы должны получить толчок изнутри. На нашем производстве много компетенций, и только сами специалисты лучше всех знают свои издержки, недостатки рабочих мест и способы это исправить. Поэтому мы и вошли в нацпроект по повышению производительности труда и за три года намерены достичь роста производительности в 30%.
Реализовывать программу решили на линии производства тормозного колеса КТ-97 для вертолета МИ-8.
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
КТ-97 до покраски. Тормозные колеса обеспечивают торможение главных колес на стоянке, при посадке на наклонные площадки и повышают безопасность при рулении и буксировке вертолета. |
Производство этой детали охватывает буквально все компетенции завода: заготовительное литье, термообработку, металлообработку, сборку и другое. Так как этапов много, в работе на каждом из них важна каждая минута — иначе изготовление КТ-97 будет отнимать лишнее время, что напрямую влияет на производительность.
Заказчики детали — авиастроительные компании. Сейчас более чем в 100 странах мира летает около 12 тыс. МИ-8 с тормозными колесами, сделанными на заводе уральского моногорода. Объемы производства большие.
По словам Вячеслава Русакова, первый квартал этого года завод отработал с повышенными показателями относительно прошлого года. Но в апреле-мае продажи резко упали на 20% — сказалась пандемия. В участии в нацпроекте появились сомнения.
Сейчас тормозные колеса с учетом литья изготавливают за 96 дней. От механообработки до выпуска готовой продукции проходит 72 дня. Это время собираются сократить почти в два раза — ровно до 30 дней.
Несмотря на кризис и пандемию, завод приступил к выполнению программы оптимизации. Был период, когда из-за пандемии коронавируса пришлось работать дистанционно. За работу над вариантами улучшения производства взялись 14 штатных специалистов.
— Пандемия повлияла на процесс — реализация пошла медленнее: продажи упали, а обучение и консультации приходилось проводить дистанционно. Но мы работали с людьми онлайн и по телефону. Но все мероприятия — поиск слабых мест производства и создание проектов по решению проблем — удалось уложить в сроки. Конечно, инициатива на это у сотрудников завода появилась не сразу. Но со временем они поняли, что работать над производительностью нужно, и включились в процесс.
За три месяца сотрудники завода вместе со специалистами РЦК разработали 17 проектов по оптимизации времени протекания процесса. Также в цехах сформировали два эталонных участка, где рабочее пространство организовано так, чтобы максимально сократить время производства.
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
Один из созданных эталонных участков — 45-й участок механо-сборочного цеха. Время перемещения работника между этапами свели к минимуму, оборудование расположили максимально удобно. Это должно сократить производственный процесс. |
За первый месяц специалисты определили 12 технических проблем и восемь основных потерь, из-за которых предприятие теряет деньги. Среди них — лишние перемещения, нереализованный потенциал команды, простои оборудования и другие проблемы.
Кроме КУЛЗ в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости» участвует еще 65 уральских заводов. Потоки-образцы уже создали на 21 предприятии.
Например, на Уральском дизель-моторном заводе на выбранном для оптимизации потоке выявили 84 технических проблемы. На предприятии убрали лишний километр на пути транспортировки и сократили время производства продукции с 91 до 59 дней. Потери из-за незавершенного производства на заводе снизили с 702 до 582 млн рублей, а выработку увеличили на 14%.
На Кушвинском заводе прокатных валков при поддержке специалистов РЦК, среди прочего, удалось сократить время производства продукта с 192 до 147 часов и увеличить выработку на человека в месяц с 15 до почти 18 тонн.
В таком же, как и Каменск-Уральский, моногороде Первоуральске на НПП «Уником-Сервис» единицу продукции теперь изготавливают за 7 дней вместо 136. Потери при незавершенном производстве снизились с 36 до 11 млн рублей. Выработка на человека выросла почти в два раза — с 6 до 11,9 шт. изделий за смену.
Чтобы принять участие в национальном проекте, предприятие должно: