Гендиректор и владелец «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в интервью РБК прокомментировал заявление полпреда президента в УрФО Николая Цуканова о том, что авиакомпания оказалась на грани банкротства из-за пандемии. Скуратов предположил, что это было «эмоциональное дополнение к общей ситуации в гражданской авиации», но «никаких обсуждений банкротства авиакомпании, конечно, не было».
По его словам, полпред и губернатор помогли авиакомпании в получении кредитов.
Сергей Скуратов, гендиректор «Уральских авиалиний»:
— Мы очень неплохо завершили переговоры по открытию кредитной линии со Сбербанком. В итоге подписали кредитный договор, достаточно успешный. Продолжаем переговоры с банком ВТБ, нашли полное взаимопонимание с Газпромбанком, Промсвязьбанком. То есть банки повернулись вновь лицом к своим давним партнерам.
Также авиакомпании удалось договориться с лизинговыми компаниями об отсрочках платежей. «У нас 15 западных лизингодателей и один российский — «Сбербанк лизинг», с которым заключили договор по будущим самолетам. По существующим лайнерам все пошли навстречу и дали отсрочки. Кто-то согласился на перенос платы за три месяца на следующий год. Это рациональный подход — у авиакомпании хорошая многолетняя кредитная история», — рассказал Скуратов.
В середине мая правительство утвердило компенсации авиакомпаниям из-за пандемии на сумму до 23 млрд рублей.
По подсчетам Скуратова, с учетом четвертого квартала, «который, как всегда, будет убыточный», гражданской авиации необходимо еще минимум 50 млрд рублей, из них 5-6 млрд — «Уральским авиалиниям». Сегодняшнее финансовое состояние авиакомпании гендиректор оценил как между «плохо» и «очень плохо».
Скуратов спрогнозировал, что по итогам 2020 года авиакомпания потеряет около 50% пассажиров на внутренних рейсах. «В 2019 году перевезли 128 млн пассажиров, в 2020-м будет примерно 60–70 млн», — подсчитал он.
В апреле «Уральские авиалинии» потеряли 94% объема перевозок. В первые месяцы эпидемии, включая май, доходы снизились на 85%.
Из-за отмены рейсов авиакомпания зарабатывала на перевозках для Alibaba и других китайских и российских компаний. «Среди клиентов также Русская медная компания, для владельцев которой мы тоже делали несколько рейсов в Екатеринбург. Большая часть поставок — это Россия, мы завезли миллионы масок против коронавируса, медицинскую технику, комплектующие. Также выполняли транзитные рейсы из Китая в Париж, Льеж, Лондон, Милан», — поделился Сергей Скуратов.
Привлекать акционеров в сложный период авиакомпания не планирует. «Я считаю, привлекать крупных акционеров для авиакомпании нужно именно для развития, а не для тушения пожара. Пожар туши сам. Но для развития широкофюзеляжного флота, на рост бизнеса можно привлекать инвестиции», — считает гендиректор «Уральских авиалиний».
Сергей Скуратов:
— У меня стоит 23 самолета из 48. Но мы полностью отмобилизованы, все наши самолеты на крыле. Мы не занимаемся каннибализмом и не переставляем запчасти с самолета на самолет, поэтому все лайнеры исправны, готовы включиться в работу. У нас полностью подготовлен летный состав, бортпроводники, инженеры-техники. Как откроются регионы России, начинаем летать по полной программе, но это зависит не совсем от нас — ждем решения правительства.
В авиакомпании надеются, что на следующем этапе откроют полеты в страны СНГ, «может быть, в Грузию». «В августе-сентябре, возможно, откроют международные полеты», — предположил Скуратов. По его планам, в июле 2021 года авиакомпания восстановится до уровня 2019 года.